Система персонажей повести «Собачье сердце» и романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова: иерархичность устройства мира
Введение
Вот уже несколько десятилетий не ослабевает интерес читающей публики к произведениям М.А.Булгакова. Сотни биографических и литературоведческих работ посвящены творчеству этого выдающегося писателя. Новые возникающие аспекты интерпретации произведений автора позволяют более глубоко и последовательно анализировать его творения, и мы видим, как художественный мир произведений Булгакова велик и разнообразен.
Художественная картина мира, воссозданная средствами искусства система представлений автора о мире или о его фрагменте, создается в произведении в соответствии с эстетическими задачами автора. Читая произведения Булгакова, в которых изображен советский мир, мы видим, что система персонажей в них и развертываемое действие отражают социальную иерархию общества, а советский мир показан как иерархически устроенный.
Анализ системы персонажей булгаковских произведений - одна из самых часто встречаемых тем исследований.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………….…….3-5
Глава 1. Теоретические основы понятий «система персонажей» и «иерархичность» социального мироустройства………………………….....6-10
Глава II. Система персонажей в повести «Собачье сердце» …………….11-26
Глава III. Система персонажей романа «Мастер и Маргарита» ………..27-39
Заключение…………………………………………………………………...40-42
Список используемой и цитируемой литературы………………………….43-44
Список используемой и цитируемой литературы
Источники
1. Булгаков М.А. Сочинения. В 3-х томах. Т. 1. Рассказы. Повести. – СПб.: ООО «Золотой век», ООО «Динамит», 1999. – 784 с.
2. Булгаков М.А. Сочинения. В 3-х томах. Т. 3. Мастер и Маргарита. Жизнь господина де Мольера. Записки покойника (Театральный роман). – СП.: ООО «Золотой век», ООО «Динамит», 1999. – 752 с.
3. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений. Т. 2. – М.: Изд. «Художественная литература», 1965.
Научная и критическая литература
4. Брикер Б. Наказание в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Типология мотива// Rus/ lit.—Amsterdam, 1994. – Vol. 35.№1. – P. 1-38)
5. Виноградова Е.М. Спор о словах: номинативное своеобразие нарратива повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»// Русский язык в школе.№2, 2010.
6. Вулис А. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1991.
7. Выходцева И.С., Прокофьева Л.П. Интерпретационные возможности лексической и фонетической семантики в художественном тексте (На материале обращений в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»). В сб. Михаил Булгаков, его время и мы. - Краков: Scriptum, 2012.
8. Галинская И.Л. Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях. Сб.науч.тр. / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.информ. исслед. Отд. культурологии; Отв. ред. Скворцов Л.В. - М, 2003.
9. Гаспаров Б.В. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века. М., 1994.
10. Лескис Г.А. «Мастер и Магарита» Булгакова (манера повествования, жанр, макрокомпозиция) Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. - Т. 38. Вып. 1. - М., 1979.
11. Лихачев Д.С.Внутренний мир художественного произведения. – Вопросы литературы. №8, 1968.
12. Менглинова Л.Б. Сатира в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».- Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов.: «Грамота», 2008, № 2 (2).
13. Романенко А.П. Семиотический портрет советского человека у Булгакова. В сб. Михаил Булгаков, его время и мы. - Краков: Scriptum, 2012.
14. Слюсаренко М.А. «Серебряный век» России и праздничная культура начала 20 века.// Вестник Томского государственного педагогического университета. №2, 2004.
15. Соколов Б.В. Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты». – Эксмо, 2016.
16. Теория литературы Учеб пособие для студ филол фак высш учеб заведений В 2 т / Под ред Н Д Тамарченко Т 1 М, 2004
17. Флоренский П.А. Сочинения. В 2-х томах. Имена. М., 1990.
18. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. 2-е изд.М.,1988.
19. Чудакова М.О. О «закатном романе» Михаила Булгакова. История создания и первой публикации романа.- Эксмо, 2019
20. Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. – М.: Языки славянской культуры, 2001.
Электронные ресурсы
21. https://bylgakov.ucoz.ru/index/s_ioffe_tajnopis_v_sobachem_serdce/0-44
22. http://m-bulgakov.ru/publikacii/roman-m-bulgakova-master-i-margarita-kommentariy/p7
23. http://m-bulgakov.ru/publikacii/svet-hudozhnika-ili-mihail-bulgakov-protiv-dyavoliadi/p8
Социальная иерархия доминирует над сознанием героев. Представители «высших инстанций» в повести для кого-то - люди с «портфелями», для кого-то - люди «в кожанках». Все детали портрета литературного героя, его внешность, костюм, манера поведения, речь наделены характеризующими значениями. Некоторые из них «приобретают символические коннотации, которые можно назвать ключевыми знаками»,- писал А.П.Романенко [13, 832]. Социальная иерархия подчеркивается Булгаковым с помощью включения в текст подобных ключевых знаков, большая часть из которых представлена в оппозиции.
Обратим внимание на некоторые ключевые слова, обозначающие в повести Булгакова людей власти: кожаную куртку, военную форму, портфель, документы, машину.
Кожаный портфель – атрибут делового человека, подчеркивающий его статус и принадлежность к касте «избранных», символ власти.