Особенности актуализации и принципов барокко в архитектуре Санкт-Петербурга
Введение
Актуальность исследования.
Известно, что в истории культуры каждая эпоха представляет собой сложное переплетение различных духовных процессов, по-своему отражающих действительность. В свою очередь, культурные образы, возникающие в связи с теми или иными событиями, выражают основные тенденции и направления их диалога. Примером этому может служить эпоха барокко, которой посвящено немало исследований. Важно сказать, что к стилю барокко также обращаются в современных интерьерах домов, ярко используют принципы в кинематографе, и находят выражение в фотоискусстве. Интересно заметить, что архитектура барокко не только стилистически воздействует на окружающий мир, но также формирует и меняет мировоззрение. Антиномичная и динамичная природа барокко постоянно актуализирует свои смыслы, заставляет удивляться, разгадывать загадки, - таким образом формирует новые пласты в сознании человека, в диалоге с ним через образы культуры.
Содержание
Введение
Глава 1. Барокко как стиль европейской архитектуры.
1.1 Барокко как понятие и стиль.
1.2 Формирование стиля барокко в архитектуре:
1.3 Художественно-эстетические принципы барокко.
Глава 2. Архитектура русского барокко: основные этапы и художественные школы.
2.1 Особенности архитектуры московского барокко.
2.2 Петровское и елизаветинское барокко в архитектуре Санкт-Петербурга.
2.3 Репрезентация актуальных принципов барокко в архитектуре Санкт-Петербурга.
Заключение
Список литературы.
Приложения
Список литературы
1. Белобров, А. А. Репрезентация художественных принципов барокко в современном искусстве / А. А. Белобров // Вест-ник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 2. - С. 90-97
2. Васильева, Ж.В. Образы Барокко в диалоге культурных эпох: диссер-тация, кандидат культуролог. Наук. Москва. 2001 год
3. Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств / Г. Вельфлин // Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М.: Изд. Шевчук, 2002. - 290 с.
4. Вёльфлин, Г. Ренессанс и барокко СПб.: Азбука-классика, 2004. - 288 с.
5. Виппер, Б.Р. Архитектура русского барокко / Б.Р. Виппер. М.: Наука, 1978.-231 с.
6. Вульфиус, А.Г. Основные проблемы эпохи Просвещения / А.Г. Вуль-фиус. Л.: «Наука» и «Школа», 1923. - 110 с.
7. Грабарь, И. \Э. История русского искусства. — Москва: изд. И. Кне-бель, [1910—1913]. Т. 1.
8. Грабарь И.Э. История архитектуры. Т. 1. Допетровская эпоха. — [1910]. — 507 с.
9. Грабарь И.Э. Петербурская архитектура в 18-19. Л.: Лениздат, 1994 г, 592 с
10. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения / Перевод с немецкого и комментарий И. Е. Бабанова. — М.: Искусство, 1978. — Т. I—II. 394 с.
11. Евангулова, О.С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины 18 века. 1969, с 61 // Московская Архитектура и ее создатели (первая половина 18 века).М., 2014.
12. Жуковец, О.Ю. Барокко как тип культуры и мышления: стиелвые особенности Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2008. No 2 (8)
13. Згура, В.В. Проблемы и памятники, связанные с В. И. Баженовым. — Казань: полиграфшкола им. А.В. Луначарского в Казани, 1928. — 164 с.
14. Лихачёв, Д.С. Барокко и его русский вариант XVII в. Великие" стили и стиль барокко//Русская литература. Л., 1969. - № 2. 250 с.
15. Михайлов, А. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи. http://ns2.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Mikhailov_Baroque.htm
16. Клименко, С.В. Генезис стиля русской архитектуры 1730 х годов в оценках отечественной историографии 20 начала 21 века
17. Курбатов, В.Я. Значение гр. Бартоломео Растрелли в истории русского зодчества // Зодчий: 1907, № 45, с. 461 466; № 47, с. 477 - 483
18. Курбатов, В.Я. Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы. СПб.: изд. Общины св. Евгении, 1913. 672 с.
19. Лобанова, М.Н Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. Монография, М.,1994 г. 322 с.
20. Моравиа, А. Федерико Барочный//Федерико Феллини. Статьи. Интервью. Рецензии. Воспоминания. М.: Искусство, 1968. 271 с.
21. Никольский В. История русского искусства. Живопись. Архитектура. Скульптура. Декоративное искусство. Берлин: Изд-во 3.И.Гржебина, 192 3. 251 с.
22. Паскаль, Б. Мысли (с комментариями и объяснениями) Н.Н. Плужникова, составление, предисловие, преамбулы к текстам, комментарии, 2020. 133 с.
23. Орггега-и-Гассет, X. Воля к барокко//Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры/Сост. В.Е.Багно. М.: Искусство, 1991. 29 с.
24. Русское искусство эпохи барокко / Новые материалы и исследования. СПб.: Изд-во АО «Славия», 1998. - 303 с.
25. Смирнов, И.П. Барокко и опыт поэтической культуры начала XX в.//Славянское барокко: Историко-культурные проблемы эпохи. М.: Наука, 1979. – 361 с.
26. Смирнов, А.А. Ренессанс и барокко / А.А. Смирнов // Из истории западноевропейской литературы. М.-Л.: Наука, 1965. 311 с.
27. Тезауро, Э. Подзорная труба Аристотеля. Пер. Е.А. Костюкович. — Спб.: Алетейя, 2002. — 384 с.
28. Фархутдинова, С.Г. Диалогическая природа культуры барокко
29. Хайт, В.Л. Барокко и барочность в европейской культуре XVII-XVIII веков / В.Л. Хайт // Барокко в России. М.: Государственный Институт искусствознания, 1994. - 240 с.
30. Чечот, И.Д. Барокко как культурологическое понятие. Опыт исследования К.Гурлита / И.Д. Чечот // Барокко в славянских культурах. М., 1982. - С. 328.
Стоит сказать, что в нашей стране термин «барокко» долго не мог утвердиться. Несмотря на то, что критики ниспровергали классицизм в архитектуре, они, тем не менее, не видели альтернативы «колоннам и куполам». Яростно обсуждались достоинства неоготики и «неоренессанса», однако термин «барокко» в России употреблять избегали. Известный архитектор Брюллов во время поездки в Италию был возмущен «развращенным вкусом» и нелепостью творений Борромини.
И только в восьмидесятых годах девятнадцатого века исследователем древнерусского зодчества Н. Султановым был введен термин «русское барокко». В России им обозначали допетровскую архитектуру семнадцатого века. С тех пор появилась устойчивая концепция, п