Взаимосвязь профессионального стресса с особенностями психических состояний педагогов дошкольных образовательных учреждений
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь и деятельность современного человека наполнена критическими ситуациями, которые приводят к стрессу. Чтобы справиться со стрессами, ситуациями внутреннего конфликта или жизненного кризиса, человеку необходимо проделать мучительную внутреннюю работу по восстановлению душевного равновесия, осмысленности жизни. Люди испытывают стрессы на протяжении всей жизни. Стрессы влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и взаимоотношения в семье. Стрессы снижают не только качество жизни человека, но и качество выполняемой человеком работы. Профессиональная сфера деятельности человека влечет за собой стрессы, свойственные именно данной профессии.
В последнее время отмечается повышенный интерес к стрессам, связанным с трудовой деятельностью. Рабочие или профессиональные стрессы могут нарушить дееспособность организации, приводя к потере кадровых ресурсов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ 10
1.1. Понятие стресса и профессионального стресса в психологической науке 10
1.2. Причины, виды профессионального стресса 17
1.3. Особенности психических состояний педагогов дошкольных образовательных учреждений 21
Выводы по главе 25
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОУ 27
2.1. Организация и планирование исследования 27
2.2. Характеристика методов и методик исследования 28
2.3. Результаты исследования 30
2.3.1. Результаты описательной статистики 30
2.3.2. Результаты сравнительного анализа 36
2.3.3. Результаты корреляционного анализа 38
Выводы по главе 41
3. ПРОГРАММА САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 44
3.1. Методические подходы к разработке программы
3.2. Содержание программы 44
3.3. Особенности реализации программы 51
Выводы по главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: РАН, 1995.
2. Бодров В. А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора// Психологический журнал. 2007. №4. С. 25-28
3. Бойко В. В. Энергия, эмоции в общении. М.: ЭКСМО, 1996.
4. Боковиков А. М. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности// Психологический журнал. 2005. №1. С. 93-98
5. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. СПб.: Питер. 2003.
6. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
7. Вассерман Л.И., Беребин М.А. Факторы риска психическойдезадаптации у педагогов массовых школ. Пособие для врачей и психологов. СПб. 1997.
8. Вилюнас В. К. К теоретической постановке проблемы стресса// Материалы Вильнюсской конференции психологов: сборник статей. Вильнюс: Прова, 1972. С. 141-147
9. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
10. Виткин Дж. Женщина и стресс. СПб.: Питер-Пресс, 2006.
11. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. Соч. в 6-ти томах. Т.1. Вопросы теории и истории психологии.М.: Изд-во Наука, 1982.
12. Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998.
13. Ениколопов С.Н. Методики диагностики агрессии / С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский // Психологическая диагностика. 2007. № 3. С. 41-72.
14. Жариков Е. С. Психологические средства стрессоустойчивости. - М.: Московский кадровый центр. 2004.
15. Жмуров В.А. Психопатология: учеб.пособ. / В.А. Жмуров.М.: Медицинская книга. 2002.
16. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ. 1991.
17. Изард, К. Э. Психология эмоции/ пер. с англ. СПб.: Изд-во «Питер». 2013.
18. Истратова, О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Ростов н/Д.: Феникс. 2006.
19. Каменская В. Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта: Учебное пособие для студентов педагогических и психологических специальностей. СПб.: «Детство-пресс», 1999.
20. Китаева-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Логос. 2012.
21. Колесникова М.Г. Резников М.А. Тренинг саморегуляции в постдипломном образовании педагога // Постдипломное образование: проблемы, опыт и перспективы. М-лы IY международной научно-практической конференции. СПб.: СПбАППО. 2004.
22. Колодич Е. Н., Павлова, И. М. Возможности социально-психологического тренинга в процессе повышения эмоциональной устойчивости учащихся профессиональных школ// Мир психологии. 2008. №4. С.38-45.
23. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып.2. Познавательная деятельность личности. Эмоционально-волевая сфера личности. Индивидуально-психологические особенности личности./ М. В. Гамезо, А. П. Гуркина, И. А. Домашенко и др. М.: Просвещение, 1982.
24. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013.
25. Ловягина А.Е. Психические состояния человека: учеб.пособие. – СПб: СПбГУ. 2014.
26. Логвинов И. Лекарство от стресса// Смена. 2001. Сентябрь. С.265-270.
27. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Нева. 2013
28. Мескон М., .Альберг М, Хедоури Ф.. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Дело ЛТД. 1994.
29. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта. 2008.
30. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: «Дело». 2004.
31. Наенко Н. И., Овчинникова О. В. О различении состояний психической напряженности// В кн.: Психологические исследования. 1970. вып.2.
32. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1989.
33. Общая психология / Под ред. Богословского В.В., Стеканова А.Д., Виноградова. М.: Просвещение. 2001.
34. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие/ В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачесский и др.// Под общ.ред. А. А. Крылова, С. А Маничева. СПб: Изд-во «Питер», 2000.
35. Практикум по психологии здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: Питер. 2005.
36. Психология профессионального здоровья/ Под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: Речь. 2006.
37. Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия/ сост. А. С. Тарас, К. В. Сильгелок. Мн.: Харвест, 1999.
38. Разумов С. А. Эмоциональные реакции и эмоциональный стресс. В кн.: Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. М.: Медицина, 1976 С. 78-115
39. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс». 2006.
40. Российская педагогическая энциклопедия/ Под ред. Давыдова В. В. В 3 т. Т.2. - М.: Научное изд-во «Большая рос.энциклопедия». 1999.
41. Руденский Е. В. Социально-психологические деформации личности учителя// Мир психологии. 2008. №2. - С.171-173
42. Русалова Н. М. Эмоциональные реакции. М.: Медицина, 1999.
43. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина. 1960.
44. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Наука. 1982
45. Сосновикова, Ю. С. Психические состояния человека, их классификация и дидактика. Горький.: Изд-во Горьковский гос. пед. институт им. Горького, 1995.
46. Столяренко. Основы психологии. М.: ИНФРА-М. 2013.
47. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов. Спб. ТОО– Лейла. 2004
48. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. М.: НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН. 1998.
49. Торчинская Е. Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу// Психологический журнал 2001. №2. С. 34-35
50. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма. М.: Дело. 2000.
51. Тьюбеинг Дональд А. Избегайте стрессовых ситуаций: пер.с англ. М.: Медицина. 2003.
52. Ушакова Е. Здоровье учителя: причины недугов и их профилактика// Директор школы. 2009. №1. С.81
53. Ушакова Э. И., Ушаков Г. К., Илипаев И. Н. Об уровнях формирования стрессоров и стрессов. Труды / Ленингр. науч.-иссл. Психоневрологического ин-та им. В.М. Бехтерева. Т.82 Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психич. расстройства. Л.. 1997.
54. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учеб.пособ. / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002.
55. Фонтана Д. Как справиться со стрессом: пер. с англ.М.: Педагогика . Пресс.2005.
56. Фресс, П. Эмоции - В кн.: Эмоц. психология/ Под ред. Фресса П. и Пиаже, Ж. М.. 1975.
57. Черепанова, Е. М. Психологический стресс. Книга для школьных психологов, родителей, учителей. М.: Издательский центр «Академия». 1996.
58. Шальвен, М. Ж. Эти многоликие стрессы. Как противостоять им?// Директор школы. 2000. №1. С.21
59. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб. Питер. 2008.
60. Щербатых Ю.В. Психология стресса. М.: Изд-во Эксмо. 2005.
61. Эмоциональный стресс/ Под ред. Леви Л. Л.: Медицина. 1970.
Значимость различий определялась с помощью Н-критерия Крускала-Уоллеса. Расчет произведем с помощью программы SPSS 18,0. Результаты отобразим в таблицах 10 и 11 (Приложение Г) и таблице 3.
По итогам сравнительного анализа обнаружены значимые отличия между педагогами: высокозначимый уровень отличия по показателям: «общая интернальность», «интернальность в области производственных отношений», «психическая активность», «напряжение», «комфортность»;средне значимый уровень по показателю «эмоциональный тонус».