Влияние социально-психологической профилактики, в виде целенаправленных коррекционно-развивающих занятий, на агрессивное поведение подростков

Выпускная квалификационная работа, целью которой является выявить причины агрессивности подростков и разработать коррекционно-развивающую программу социально-психологической профилактики агрессивности подростков. Проведение коррекционной развивающей программы по профилактике агрессивности подростков «Обучение приемам регуляции своего эмоционального состояния» будет способствовать снижению агрессивности у подростков. Если выявить склонности к данному поведению и провести комплекс коррекционно-развивающих занятий, то можно снизить уровень агрессивного поведения. В ходе исследования проведено эмпирическое исследование по проблеме агрессивности подростков, проанализированы полученные данные эмпирическим путем.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
02.11.2022
Объем файла
10969 Кб
Количество страниц
65
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в настоящее время проблема агрессивности подростков приобрела высокую социальную значимость и научную актуальность в российском сообществе. Процессы либерализации общественного сознания, индивидуализации личности и ослабления групповых связей способствовали росту агрессивного поведения в современном обществе.
Проблема выраженной агрессии у подростков рассматривается в современной психологии, социологии, подростковой педагогике, политологии и многих других науках. А также это становится особенно актуально в последнее время, так как в связи с потерями базовых ценностей интерес к проблеме агрессивного поведения подростков значительно возрос. Данная проблема, связанная с подростковой агрессивностью, просматриваются во многих психологических исследованиях.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования социально-психологических условий профилактики агрессивности подростков……………………………………………………………………………9
1.1 Формы и понятие агрессивности подростков………………………….9
1.2 Особенности проявления агрессивности у подростков ………………15
1.3 Психолого-педагогическая профилактика и коррекция агрессивности подростков…………………………………………………………………………..19
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-психологических условий профилактики агрессивности подростков ……………………………..27
2.1Замысел исследования и методы исследования………………………27
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента………………....35
Глава 3. Разработка и внедрение коррекционно-развивающей программы социально-психологической профилактики агрессивности подростков……...41
3.1 Коррекционно-развивающая программа социально-психологической профилактики агрессивности подростков……………………………………....41
3.2. Результаты внедрения программы. …………………………………49
Заключение………………………………………………………………….55
Список использованных источников……………………………………..58
Глоссарий …………………………………………………………………...64
Приложения 1………………………………………………………………66
Приложения 2………………………………………………………………74
Приложения 3………………………………………………………………80
Приложения 4………………………………………………………………85
Приложения 5………………………………………………………………86

Список использованных источников

1.Авдулова, Т. П. Агрессивность в подростковом возрасте : практ. пособие /Т. П. Авдулова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт,2019.  126 с. — (Серия : Профессиональная практика).
2.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2018.   Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2018.
3. Бахирева, Г. В. Причинный комплекс агрессивного поведения
несовершеннолетних [Текст] : учебное пособие / Г. В. Бахирева. – Воронеж: Современные проблемы науки и образования, 2018. 188 с
4. Буркова В.Н. Агрессия и примирение как факторы повышения социального статуса среди одноклассников // Вопросы психологии. – 2019. – № 5.  С. 26-41.
5. Возрастные и гендерные аспекты агрессии у детей и подростков / А.В. Свинцова, О.Ф. Панкова, О.М. Атмашкина // Психическое здоровье детей страны — будущее здоровьенации : сб. материалов Всерос. конф. по детской психиатрии и наркологии (Ярославль, 4-6 октября 2016 г.) / под ред. Е.В. Макушкина. — Москва : ФГБУ«ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2016.  С. 340-341.
6. Воробьева К.А. Влияние внутрисемейных особенностей на формирование агрессивных установок личности у подростков из полных и неполных семей, 2019, №2, с. 117-123
7. Гун Г.Е. Профилактика агрессии, насилия и жестокости в подростковой среде / Г.Е. Гун, А.А. Коваленко // Роль социальных институтов в профилактике вредных привычек : материалы науч.-практ. конф. – Санкт-Петербург, 2019.  С. 26-34
8.Дмитриев А.А.., Особенности проявления агрессивности у подростков и возможности ее профилактики. 2021-т.3, №7, с.243-249
9. Дроздов, А. Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации [Текст]/ А.Ю. Дроздов // Социс: Социологическое исследование. 2018. – №4. С. 95–98.
10. Дубровина  Л.А. Организация коллективной творческой деятельности как профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте/ Л.А. Дубровина, И.Ф. Мартынова//Наука и инновациив XXIвеке: актуальные вопросы,открытия и достижения: сб. ст. XII междунар. Науч. –практ.конф.- Пенза, 2019. С.262-264.
11. Жеуров И.А. Профилактика агрессии и насилия в подростковой среде / И.А. Жеуров, Н.Н. Жеурова, Т.В. Звягина // Агрессия и насилие как явления современного общества : сб. науч. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. – Курск, 2018. С. 88-92
12. Книга Митча Р. Абблетт «Как снизить агрессию подростка и наладить с ним отношения» 2018.  200с.
13. Литвишков, В. М. Работа психологов с подростками, проявляющими деструктивно-агрессивное поведение в воспитательной колонии [Текст] / В. Литвишков // Образование и наука в России и за рубежом. – 2018. – 206 с.
14. Лобачева Л.П. Подростковая агрессия: понятие, причины и методы профилактики // Образование и наука в России и за рубежом. – 2018. – № 10 (45).  С. 175-179
15. Лоренц, К. Агрессия, или так называемое зло [Текст] / К. Лоренц. – Москва : АСТ. – 2018. 416 с.
16. Мельникова, М. Л. Когнитивная составляющая агрессивного
поведения подростков [Текст] / М. Л. Мельникова // Образование и наука. –
Известия УрО РАО, 2018 – 64 с.
17. Минеева С.Г. Психологические особенности агрессивного поведения подростков с разным статусным поведением в группе / С.Г. Минеева, Т.В. Мерзликина, М.П. Манаенкова // Наука и Образование : электрон. науч. журн. – 2021. – Т. 4, № 1. – 
18. Можгинский Ю. "Агрессия детей и подростков. Клинические особенности и принципы терапии" 2019г   
19. Молоткова Е.А. Социально-педагогическая профилактика агрессии в подростковой среде в условиях общеобразовательной школы // Научное сообщество студентов XXI столетия: гуманитарные науки : сб. ст. по материалам LXXXII студ. междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2019. – С. 30-34.
20. Моросанова В.И. «Осознанная саморегуляция в управлении агрессией» 2018. С. 115
21. Особенности проявления агрессивности у подростков и возможности ее профилактики / А.А. Дмитриев, С.А. Дмитриева, С.С. Бетанова, Н.Ю. Верхотурова // Обзор педагогических исследований. – 2021. – Т. 3, № 7. – С. 243-249. 18. Кадыржанова Ж.Е. Условия и факторы возникновения агрессивного поведения в подростковом возрасте / Ж.Е. Кадыржанова // Вестник ВЭГУ, №1, 2010. С. 99-103.
22. Петрановская, Л. В. Если с ребенком трудно [Текст] : психология и воспитание / Людмила Петрановская; худ. Андрей Селиванов. – Москва : Издательство АСТ, 2018. – 142 с.
23. Подходы к профилактике агрессивного поведения детей
и подростков в образовательной среде. Сборник научных статей / Под ред. Вагнер И.В. – М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2020 – 217 с. 
24. Потапова М., Дегтярева С.
Лекарство от злости: Методическая разработка занятия [Электронный ресурс].-//Школьный психолог.-2019.-№ 3-4.-с.23-27
25. Рубин А.Д. Истоки развития и возможности профилактики агрессии, насилия и жестокости в подростковой среде / А.Д. Рубин, Г.Е. Гун // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2020. – № 3. – С. 39-43.
26. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах, 2019 672 с. 
27. Романко О.А. Особенности формирования агрессивности в подростковом возрасте / О.А. Романко // Психология обучения, №9, 2018 С. 53-63.
28. Секретева А.Е. Профессиональная компетентность педагога в профилактике агрессии в подростковой среде / А.Е. Секретева, Е.В. Конькина // Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития : материалы междунар. науч.-исслед.. конф. молодых ученых, аспирантов, студентов и старшеклассников. – Уфа, 2017. – Ч. 2. – С. 255-258. 
29. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2018. 93 с. 
30. Смирнов И.П. Психология взросления / И.П. Смирнов // Профессиональное образование. Столица, №10, 2019. С. 44-47.
31. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2019. 541 с. 
32. Сторожук С.И. Основы психолого-педагогической коррекции агрессивных подростков / С.И. Сторожук // Преподаватель XXI век, №1, 2020С. 173 - 177.
33. Субботина Н.Д. Естественные и социальные предпосылки человеческой агрессии / Н.Д. Субботина // Гуманитарный вектор, №2, 2018 С. 14-24.
34. Улс, Ялда Т. Добавьте в друзья своих детей. Путеводитель по воспитанию в цифровую эпоху [Текст] : психология и воспитание с любовью и пониманием / Ялда Т. Улс ; [пер. с англ. А. Нурматова]. – Москва : Эскмо, 2019. – 240 с.
35. Управление гневом, как не выходить из-себя, спокойно реагировать на все и справиться с самой разрушительной эоцией, Эллис А.,Тафрейт Р.Ч., 2021.
36. Фетисова А.С. Вербальная агрессия у девочек подросткового возраста и ее профилактика // Научные исследования и разработки студентов : сб. материалов VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2019. – С. 32-35. – Электрон. версия доступна на сайте Центра науч. 
37. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М., 1918.
38. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности // Д.И. Фельдштейн. Избранные труды: В 2 т. / Д.И. Фельдштейн. - Т. 1. - М.: МПСИ, 2019 656 с. 
37. Фомиченко А.С. Социально-психологические причины проявления подростковой агрессии // Интернет-журнал «Мир науки» 2018, Интернет-журнал «Мир науки» 
38. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие. Часть 3 / К. Фопель. - М.: Генезис, 2019. 160 с. 
39. Фортова Л.К. Причины агрессии в подростковом возрасте / Л.К. Фортова, А.Н. Баринова // Вестник Владимирского юридического института, №3, 2018. С. 217-218.
40. Холод, Н. И. Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей [Текст] / Н. И. Холод // Ярославский педагогический вестник. – Ярославль, 2018. – 46 с.
41. Цыренов В.Ц. Агрессивное поведение молодежи как социально-педагогическая проблема / В.Ц. Цыренов // Вестник Бурятского государственного университета, №1, 2020. С. 49-53.
42. Черкесова Д.У. Проявление агрессивных форм поведения у трудных подростков / Д.У. Черкесова, Д.Р. Гаджибаева // Вестник Дагестанского государственного университета, №3, 2018. С. 93 - 97.
43. Чижова И.Н. Рефлексивность и агрессивное поведение просоциальных и делинквентных подростков / И.Н. Чижова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, №2, 2019. С. 139-145.
44. Шабалин О.М. Агрессивность как фактор риска правонарушающего поведения подростков / О.М. Шабалина // Психопедагогика в правоохранительных органах, №1, 2018. С. 41-42.
45. Шабалин О.М. Агрессивность как комплексная характеристика индивидуальности / О.М. Шабалин // Психопедагогика в правоохранительных органах, №2, 2018. С. 33-35.
46. Шакирова Д.М. Агрессивность учеников в современной школе: социологический аспект // Казанский педагогический журнал. – 2019. – № 2 (133). – С. 193-198. 
47. Шалыгин В.В. «Агрессия. Кн. 4»2019
48. Шестакова Е.Г. Агрессивное поведение и агрессивность личности / Е.Г. Шестакова, Л.Я. Дорфман // Образование и наука, №7, 2019. С. 51 - 66.
49. Шестакова Е.Г.Личностные предпосылки агрессии / Е.Г. Шестакова, Л.Я. Дорфман // Мир психологии, №1, 2019. С. 211 - 225.
50. Шуралёва, Е. В. Педагогическая профилактика агрессивного поведения подростков [Текст] / Е. В. Шуралёва // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2019. – 82 с.

Ориентировочно через неделю, подросткам, прошедшим занятия, была предложена анкета для оценки эффективности занятий. 
Если варианты ответов на предложение оценить первоначальное желание посещать занятия варьировалось от 2 до 6,  то оценка самочувствия во время занятий и оценка необходимости полученной на занятиях информации была равна 10, то есть максимальному значению.
Подростки отмечали, что узнали много интересной информации, понравились разминки. В большинстве случаях их ожидания не оправдались в лучшую сторону.
На занятиях ребятам всегда было интересно, не скучно, узнавали много полезного. Стали лучше понимать себя и окружающих людей, многие, отметили, что изменились за время тренинга как они сами, так и другие ребята. 
Некоторые высказывания детей: «понравилось то, что мы откровенно обсуждали свои проблемы; понравились игры, получили информацию о том как сдерживать свои эмоции.