Психолого-педагогические условия коррекции страхов у детей дошкольного возраста
Введение
Изучение психологических особенностей страха в дошкольном возрасте и его специфических проявлений, приобретает все большее значение, так как современный мир обрушивает на ребёнка достаточное количество факторов, оказывающих негативное воздействие, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития в противоположную сторону.
К таковым можно отнести СМИ, компьютерные игры, ошибки воспитания со стороны родителей, незнание ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличие у самих родителей страхов, конфликтные отношения в семье и, соответственно, вытекающие из этого поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы. Поэтому проблеме страха, который может быть вызван в частности, одним из таковых факторов, уделяется большое внимание в работах отечественных психологов (А.С. Спиваковской, А.М. Прихожан, М. Панфиловой и др.), отмечающих рост числа детей с различными страхами, повышенной возбудимостью
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам страхов
у детей дошкольного возраста 8
Психологические особенности детей дошкольного возраста 17
Психолого-педагогические условия коррекции страхов у
детей дошкольного возраста 32
Выводыпо главе 1 43
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Организация опытно-экспериментального исследования 45
Методика формирующего этапа
опытно-экспериментального исследования 49
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 55
Выводы по 2 главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Список использованной литературы
1.Аксенова, Л. И. Специальная педагогика [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова. – М. : «Академия», 2000. – 400 с.
2. Алексеева, Е. Е. Страхи у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 2. – С. 58 – 61.
3. Андерсон С. В. Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 2-5.
4. Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия / Сост. и общая редакция В. М. Астапова»: ПЕР СЭ; Москва. – 2008. – 53 с.
5. Бамм Р., Бараш Б. и др. Семейное воспитание. Словарь для родителей. – М.: Просвещение, 1996. - 321 с.
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 1988. – 270 с.
7. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1998.- 152с.
8. Варга, А. Я. Системная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб. : Питер, 2001. – 278 с.
9. Вологодина, Н. Г. Детские страхи днем и ночью. – М.: Феникс, 2006. – 106 с.
10. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982. – т.4 – 336 с. 11. Гозман, Н. Я., Алешина, Ю. Е. Социально - психологические исследования семьи: проблемы и перспективы / Н. Я. Гозман, Ю. Г. Алешина. // Психологический журнал. – 1991. - №12. – С. 84-92.
12. Джеймс У. Научные основы психологии. – СПб.: СанктПетербургская электропечатня, 1902. - 370 с.
13. Дунаева Ю.В. Макфи А. К новому определению истории. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История: Реферативный журнал. 2015. - №2.
14. Закирова О.И. Теоретические проблемы развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте \\Дополнительное образование детей: теория и практика. Сборник научных трудов. Сост. О.М. Богомолова. Новосибирск, 2014. Издате
Таким образом, Ивасева О. В. и Косенко Г. В. пришли к выводу о необходимости присутствия физической активности для гармоничного развития личности ребенка в связи с тем, что посредством физкультурных занятий у дошкольников развивается самостоятельность, формируется вовлеченность в практическую деятельность, а также в случае грамотно организованного процесса появляется удовлетворенность достигнутыми результатами и, как следствие, позитивный эмоциональный настрой .
Помимо физической активности большое влияние на развитие эмоциональной сферы может оказывать также игровая деятельность, о чём говорит Иванова Е. С. в статье «Роль игровых технологий в профилактике негативных эмоциональных состояний дошкольников» за 2014 год. Автор акцентирует внимание на значимости данной проблемы, поскольку страх, агрессивность, тревожность являются характерными состояниями