Художественные особенности «первой манеры» Марио Варгаса Льосы
Введение
Выпускная квалификационная работа посвящена анализу художественных особенностей романов первой манеры творчества М. Варгаса Льосы «Город и псы», «Зеленый дом» и «Разговор в Соборе». Актуальность работы обусловлена вниманием современной гуманитарной науки к латиноамериканскому роману второй половины ХХ в., периоду так называемого «латиноамериканского бума», представляющего особый интерес в связи с общемировой тенденцией к глобализму; а также недостатком в отечественном литературоведении фундаментальных исследований, направленных на изучение и систематизацию особенностей поэтики М. Варгаса Льосы.
Материалом исследования являются романы М. Варгаса Льосы «Город и псы» (1963), «Зеленый дом» (1965) и «Разговор в Соборе» (1969).
Методологической базой исследования послужили труды Б.К. Прадо, П. Новоа, Х.М. Овьедо, М.Ф. Надъярных и В.В. Виноградова, а также принципы структурного анализа текста, феноменологического вглядывания и компаративного анализа.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Марио Варгас Льоса и латиноамериканский бум 5
Глава 2. Жанровая природа романов «первой манеры» М. Варгаса Льосы 11
2.1. Феномен тотального романа 11
2.2. Жанровая специфика романа «Город и псы» 16
2.3 Жанровая специфика романа «Зеленый дом» 26
2.4. Жанровая специфика романа «Разговор в Соборе» 36
Глава 3. Сквозные элементы в романах М. Варгаса Льосы первой манеры 44
3.1. Концепция дома 44
3.2. Десакрализация, дехристианизация, deicidio 54
3.3. Сквозные образы 57
Глава 4. Диалог как структурообразующая категория 64
Заключение 75
Список литературы 80
Список литературы
1. Варгас Льоса, М. Город и псы. [электронный ресурс] https://librebook.me/gorod_i_psy Дата обращения: 02.03.2022.
2. Варгас Льоса, М. Зеленый дом. – М.: Прогресс, 1971. – 410 с.
3. Варгас Льоса, М. Разговор в «Соборе» [электронный ресурс] https://knijky.ru/books/razgovor-v-sobore Дата обращения: 05.03.2022.
4. Vargas Llosa, M. Conversación en la catedral [электронный ресурс] http://esystems.mx/BPC/llyfrgell/0694.pdf Дата обращения: 01.03.2022.
5. Vargas Llosa, M. La casa verde. – Barcelona: Seix Barral, 1983. – 302 p.
6. Vargas Llosa, M. La ciudad y los perros [электронный ресурс] https://www.guao.org/sites/default/files/biblioteca/La%20ciudad%20y%20los%20perros%20Vargas%20LLosa.pdf Дата обращения: 05.03.2022.
7. Бабаян В.Н., Круглова С.Л. Основные классификации диалогов и диалогических высказываний-реплик [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-klassifikatsii-dialogov-i-dialogicheskih-vyskazyvaniy-replik Дата обращения: 09.03.2022.
8. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе [Электронный ресурс] http://philolog.petrsu.ru/filolog/lit/bahhron.pdf Дата обращения: 10.03.2022.
9. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Российское библейское общество, 2006. – 1376 с.
10. Виноградов В.А. Всегда ли система системна? // Система и уровни языка. – М.: Наука, 1969. – С. 249-259.
11. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. – М.: Наука, 1980. – 360 с.
12. Войку О. К, А. П. Жуков, Б. В. Ковалев. Жанровое своеобразие романа М. Варгаса Льосы «Зеленый дом» // Научный диалог. – 2021. №12. – С. 205—220. DOI: 10.24224/2227-1295-2021-12-205-220.
13. Земсков В.Б. Введение // История литератур Латинской Америки. Т. 5 Очерки творчества латиноамериканских писателей ХХ в. – М.: ИМЛИ РАН, 2005. – С. 5–17.
14. Ковалев Б.В., А. П. Жуков. Композиционный параллелизм в романе М. Варгаса Льосы «Зеленый дом» // Вестник гуманитарного образования. –– 2021. –– №1. –– С. 110-118. DOI: 10.25730/VSU.2070.21.013
15. Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. – М., 1997. – С. 163.
16. Мороз В.В., Рымарович С.Н. Концепт «дом»: историко-философские и культурфилософские основания // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – №2 (30). – Курск, 2014.
17. Надъярных М.Ф. Марио Варгас Льоса // История литератур Латинской Америки. Т. 5 Очерки творчества латиноамериканских писателей ХХ в. – М.: ИМЛИ РАН, 2005. – С. 622-664.
18. Ортега-и-Гассет Х. Мысли о романе [электронный ресурс] http://www.lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega13.txt_with-big-pictures.html#16 Дата обращения: 01.03.2022.
19. Плавскин З.И. Испанская литература [XIV—XVI вв.] // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. Т. 3. — М.: Наука, 1985. — С. 334—394.
20. Разова Е.Л. Дом. Экзистенциальное пространство человека // Альманах «Vita Cogitans». –– Вып. 1. – СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. – C. 206-220.
21. Ученые записки Тартуского государственного ун-та. Вып. 641. Структура диалога как принцип работы семиотического механизма. Труды по знаковым системам. XVII / отв. ред. Ю. М. Лотман. –– Тарту: Тартуский государственный ун-т, 1984. –– 160 с.
22. Шпильная Н.Н. Диалогическая лингвистика в России: история становления и современное состояние // Культура и текст. – 2021. – Т. 1(44). – С. 159–173.
23. Эко, У. Шесть прогулок в литературных лесах. – СПб.: Симпозиум, 2002. – 288 с.
24. Элиот Т.С. Традиция и индивидуальный талант // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – С. 169-177.
25. Якубинский Л.П. Язык и его функционирование // Якубинский Л.П. Избранные работы. – М., 1986. – С. 17-58.
26. Adorno R., R.G. Echevarría. Breve historia de la literatura latinoamericana colonial y moderna. – Madrid: Editorial Verbum, 2017. – 290 p.
27. Arrizabalaga C. Creatividad léxica y tratamiento lexicográfico: el caso de Vargas Llosa y "La casa verde" // Revista de lexicografía. –– 2014. –– №20. –– PP. 7-17.
28. Bobes Naves, M. Diálogos y otros procesos interactivos en "Conversación en la Catedral" de Vargas Llosa. // Castilla: Estudios de literatura. – 1996. – №21. – PP. 39-56.
29. Caja G.S. Indoamericanismos léxicos que designan animales en La Casa Verde de Mario Vargas Llosa // Cauce: Revista Internacional de Filología, Comunicación y sus Didácticas. –– 1994-1995. –– №14-15. –– Pp. 9-12.
30. Castro-Klarén S. Desire, The City and the Dogs of Paradise // Mario Vargas Llosa and the persistence of memory: celebrating the 40th anniversary of La ciudad y los perros (The Time of the Hero) and other works. –– Lima: Universidad Nacional Mayor de San Marcos, Fondo Editorial; Hofstra University, 2006. –– P. 33.
31. Cercas, J. La pregunta de Vargas Llosa // Vargas Llosa, M. La ciudad y los perros. Edición conmemorativa del cincuentenario. – Barcelona: Alfaguara, 2012. – P. 473–498.
32. Cervantes, M. Don Quixote de la Mancha. Edición conmemorativa de IV centenario Cervantes. –– Barcelona: Alfaguara, Real Academia Española, 2015. – 1252 p.
33. Corral, W.H. Novelistas sin timón: exceso y subjetividad en el concepto de novela total // Modern Languages Notes. – 2001. – Vol. 116(2). – P. 315–349.
34. Cueto, A. La ciudad y los perros: el itinerario moral // Conferencia impartida en Universidad de Alicante (UA) el 9 de noviembre de 2012. – Alicante: Biblioteca Virtual Miguel de Cervantes, 2013. – P. 1–10.
35. Delgado Del Aguila, J. M. Representación verbal y expresiva en el universo violento de La ciudad y los perros // Litterata: Revista do Centro de Estudos Hélio Simões. – 2019. – Vol. 9(2). – P. 56–70.
36. Delgado Del Aguila, J. M. Trabajo técnico en La ciudad y los perros. Estudios críticos tras su lectura // Sincronía. – 2020. – Vol. XXIV(77). – P. 224-245.
37. Diccionario de la lengua española [Электронный ресурс] https://dle.rae.es/ Дата обращения: 30.03.2021
38. Fuentes, C. Geografía de la novela. – México: Fondo de Cultura Económica, 1993. – P. 19.
39. Garayar, C. La ciudad y los perros: la creación de un lector // Vargas Llosa, M. La ciudad y los perros. Edición conmemorativa del cincuentenario. –Barcelona: Alfaguara, 2012. – P. 499–515.
40. Godoy Cossío, A. Mario Vargas Llosa y Francisco Umbral, vidas paralelas y un cordón umbilical: la mujer // Anales de literatura hispanoamericana. – 2017. – №46. – P. 429-438.
41. González, R. Faulkner y La ciudad y los perros // Libros y Artes. – 2010. – Vol. 9(44/45). – P. 30–33.
42. Hahn, Ó. La ciudad y los perros: testimonio de una lectura y otros sucesos colaterales // Estudios Públicos. – №122. – 2011. – P. 46-62.
43. Martin, G. Boom, Yes; 'New' Novel, No: Further Reflections on the Optical Illusions of the 1960s in Latin America // Bulletin of Latin American Research. – 1984. – Т. 3(2). – P. 53–63.
44. Martín, J. L. La narrativa de Vargas Llosa: acercamiento estilístico. – Madrid: Сredos, 1979. – 224 p.
45. Martínez-Hoyos, F. La fábrica de machos en La ciudad y los perros // La Colmena. – 2015. – Vol. 85. – P. 28.
46. Morales Saravia, J. Aisthesis en el Realismo Crítico de La ciudad y los perros de Mario Vargas Llosa // Revista Chilena de Literatura. – 2011. – №80. – P. 92.
47. Novoa C. P. Desmontaje del artificio de la “novela total” en “Conversación en la catedral” de Mario Vargas Llosa // Tonos digital. – 2020. – Vol. 38(1). – РP. 1–21.
48. Oviedo, J. M. Dossier. Vargas Llosa. – Lima: Taurus, 2007. – 122 р.
49. Oviedo, J.M. Mario Vargas Llosa: la invención de una realidad. – Barcelona: Seix Barral, 1982. – 277 р.
50. Prado B.C. El escepticismo identitario en la obra de Mario Vargas Llosa // Mario Vargas Llosa: cartografías del amor y del poder. – Sofia: Editorial Universitaria San Climente de Orjid, 2015. – PP. 142-159.
51. Prado B.C. Novela y escepticismo en El Quixote de Cervantes y en la Guerra del Fin del Mundo de Vargas Llosa // Cartaphilus. Revista de Investigación y Crítica Estética. – 2007. – Vol. 2. – PP. 19-27.
52. Rebolledo, M. La palabra, la imagen y el mundo: las novelas de Vargas Llosa en el cine // Revista Chilena de Literatura. – 2011. – Vol. 80. – РP. 143–170.
53. Salazar, B. La violencia como temática en La ciudad y los perros de Mario Vargas Llosa: seminario para optar al grado de Licenciado en Lengua y Literatura Hispánica con mención en Literatura. – Santiago, 2005. – 42 p.
54. Sánchez, P. La emancipación engañosa. Una crónica transatlántica del boom (1963-1972). – Alicante: Universidad de Alicante, 2009. – 238 p.
55. Simunovic Díaz, H. Semántica en la fase de inicio de Conversación en la catedral de Mario Vargas Llosa // Universidad de Antioquia: Lingüística y literatura. – 2013. – Vol. 63. – РP. 195-220.
56. Soto, R. Fracaso y desengaño: Héroes, aprendizaje y confrontación en La ciudad y los perros y Conversación en La Catedral // Chasqui. – 1990. – Vol. (19)2. – P. 68.
57. Ternicier, C. El boom latinoamericano y la movilidad de los polisistemas: una discusión a la propuesta de Pascale Casanova // Mitologías hoy: Revista de pensamiento, critica y estudios literarios latinoamericanos. – 2014. –№9. – PP. 184-200.
58. Vargas Bautista, A. La idea de nación en Conversación en La Catedral (Tesis de licenciatura) [Электронный ресурс] http://cybertesis.unmsm.edu.pe/handle/cybertesis/3851 Дата обращения: 14.03.2022.
59. Vargas Llosa M. Historia secreta de una novela – Barcelona, 1971. – PР. 25-26.
60. Vargas Llosa, M. Historia de un deicidio. – Barcelona: Monte Ávila Editores, 1971. – 539 p.
61. Vargas Llosa, M. A Writer’s Reality. – Ed. Myron I. Lichtblau, Syracuse: Syracuse UP, 1991. – P. 139.
62. Vargas Llosa, M. Cartas a un joven novelista. Barcelona: Planeta, 1997. P. 8.
63. Vera Chaparro, V. Conversación en La Catedral desde el criterio ético del Bildungsroman// Desde el Sur. – 2019. – Vol.(11)2. – РР. 227-237.
64. Vidal, H. El modo narrativo en La muerte de Artemio Cruz de Carlos Fuentes [Электронный ресурс] https://cvc.cervantes.es/lengua/thesaurus/pdf/31/TH_31_002_092_0.pdf Дата обращения: 10.09.2021
65. Villanueva, D. De La ciudad y los perros al Nobel de Literatura //Vargas Llosa, M. La ciudad y los perros. Edición conmemorativa del cincuentenario. – Barcelona: Alfaguara, 2012. – РP. CI–CXXIX.
66. Watnicki Echeverría, E. La significación de la mujer en la narrativa de Mario Vargas Llosa: tesis doctoral. – Madrid, 2002. –– 486 p.
67. Westphalen, Y. La Mirada de Zavalita hoy: ¿en qué momento se jodió el Perú? // Mario Vargas Llosa. Escritor, ensayista, ciudadano y político. Encuentro Internacional Pau-Tarbes (Francia). 2001. – РP. 341-68.
68. Wiseman, D. Mario Vargas Llosa and the politics of Literature: tesis doctoral. – Nashville, 2010. – P. 234.
Роман представляет собой интерес для изучения с позиции лексикологии [27], [29]. Текст изобилует заимствованиями из языка кечуа (языка автохтонного населения Перу); в то время как испанский язык автора донельзя своеобразен: в тексте соседствуют аутентичные реплики малообразованных персонажей (разговоры в Пьюре, Мангачерии и сельве: например, «Buenmosisísimo» [5, с. 45] вместо нормативных “bonísimo” или “buenísimo” (рус. прекраснейший), “fue flojo” вместо “estuve flojo” (рус. был ленив) [Ibid., с. 46]) и обороты, исполненные высокого лиризма, поднимающиеся на уровень «поэзии в прозе» (линия дона Ансельмо: “Su dejo era distinto, muy musical y un poco lánguido, insólitos los giros y modismos que empleaba, y, cuando discutía, la violencia de su voz hacía pensar en un capitán de montoneras”