Взаимосвязь удовлетворенности браком и межличностных отношений в молодой семье
ВВЕДЕНИЕ
Семья является ключевым носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также важным условием социализации личности. Собственно в семье личность обучается социальным ролям, приобретает азы образования, навыки поведения. Известно, что правила, устои, нравы и традиции семейной жизни различаются своеобразием и специфичны для каждого общества. Вдобавок каждому кажется, что именно в его обществе установка семейной жизни, семейные нравы и традиции самые наилучшие и единственно возможные. Благодаря чему в каждом обществе формируются своеобразные гендерные стереотипы, а также модели идеального поведения настоящего мужчины и настоящей женщины внутри семьи и за ее пределами.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................5
ГЛАВА 1. УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ БРАКОМ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ МОЛОДЫХ СУПРУГОВ 7
1.1 Методологические подходы к пониманию семьи 7
1.2 Понятие удовлетворённости браком 13
1.3 Межличностные отношения в молодой семье .........................................20
1.4 Различия в удовлетворенности супругов брачными отношениями в зависимости от стажа супружеской ............ ....... .....................................23
Выводы по 1 главе ................................................................................
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ СУПРУЖЕСКОЙ ЖИЗНИ...................................................................................28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Изучение удовлетворенности браком в семьях с разным стажем супружеской жизни 33
2.3. Интерпретация полученных результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.С. Азаров – М., 1989. – 315 с.
2. Алешина, Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. // Вопросы психологии. - 2015. - №4.- С.15-17.
3. Андрейковец, Е.М. Использование элементов " форум-театра" в социальной профилактике конфликтов в молодой семье. //Технологии социальной работы с молодостью. 2014. – 202 с.
4. Андреева, Т.В. Семейная психология: учебное пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь. – 2004. – 56 с.
5. Болдина, М.А. Технологии социальной работы с молодыми семьями // Социально-экономические явления и процессы. – 2016. – 266 с.
6. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. – СПб.: Речь, 2016. – 276 с.
7. Верещагина, А.В., Самыгин, С.И., Щербаков, Л. И. молодая семья в условиях трансформации институтов семьи и брака // Гуманитарныесоциальноо-экономические и общественные науки, 2016 - № 8-9
8. Возрастная и педагогическая психология: уч. Пособие для студ. Высш. уч. завед. / под ред. Дубровиной, И.В., Прихожан, А.М.: Изд-во Академия, 2001. – 365 с.
9. Голод, С.И. Семья и брак / С.И. Голод. – С. Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 272 с.
10. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни: Учебное пособие - М.: Просвещение, 2017.- 240 с.
11. Гурко, Т.А. Теоретические подходы к изучению семьи:
12. [монография] / Т. А. Гурко; Институт социологии РАН. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Институт социологии РАН, 2016. – 210 с.
13. Дементьева, И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. М.: Просвещение, 2017.- 256 с.
14. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин: 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
15. Жутикова, Н.В. Психологические уроки обыденной жизни / В.Н. Жутикова. – М., 1991. – 128 с.
16. Захаров, А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям) / А.И. Захаров – «Респекс», СПб.: 1995. – 192 с.
17. Карцева, Т. Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психологический журнал. - 2018. - Т. 9. - №5.- С.26-32.
18. Киселева, Л.В. Социально-психологические причины конфликтов в молодых семьях и пути их разрешения. Студенческий гений - 2015: Сборник статей / Под ред. А.И. Аспидова, А.Н. Штефана. - Нижний Новгород: НФ МГЭИ, 2015.- 26с.
19. Ковалёв, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалёв. - М., - 1988. – 96 с.
20. Ковалёв, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалёв – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
21. Лидерс, А.Г. Семья как психологическая система. / А.Г.Лидерс. - М.: Просвещение, 2015.- 84 с.
22. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе: уч. пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений / В.Г. Максимов – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
23. Методика «Общение в семье» (Алёшина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М.) / Сизанов А.Н. Познай себя: тесты, задания, тренинги, консультации. – Минск. – 2001. – 302 с.
24. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина – М., 1997. – 246 с.
25. Навайтис, Г. Семья в психологическом консультировании / Г. Навайтис. – Калининград, 1999. – 136 с.
26. Островская, Л.Ф. Педагогические знания родителя: (Материалы семинаров для родителей). Пособия для воспитателя / Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 1983. – 76 с.
27. Подласый, И.П. Подросток. Проблемы воспитания детей в семье / И.П. Подласый – М., 1997. – 352 с.
28. Попов, В.А. Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание детей в семье / В.А. Попов. – СПб.: Речь. – 2015. – 288 с.
29. Посысоева, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие / Н.Н. Посысоева. – СПб.: Речь. - 2006. – 125 с.
30. Райнпрехт, Х Воспитание без ограничений / Х. Райнпрехт – М., 2002. – 192 с.
31. Семейное воспитание: краткий словарь / Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Новинников. – М.: Политиздат, 1990. – 319 с.
32. Силяева, Е.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие / Е.Г. Силяева. – СПб.: Речь. – 2010. – 136 с.
33. Сысенко, В.А.Супружеские конфликты / В.А. Сыченко – М., - 1983. – 403 с.
34. Торохтий, В. С. Психология социальной работы с семьей / В.С. Торохтий – М., - 1996. – 299 с.
35. Устинова, Н.А., Швецов П.В Использование позитивного подхода в сопровождении молодой семьи // Психология семьи в современном мире. 2017
36. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребёнка / Г.Т. Хоментаускас – М.: Педагогика. – 1989. – 160 с.
37. Черников, А.В. Введение в семейную психотерапию. Интегративная модель диагностики // Тематическое приложение к журналу «Семейная психология и семейная терапия». - 2015.- 89с.
38. Филиппова, Ю.В. Семейная идентичность и трансформация семейных ценностей в современной России. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.- 192 с.
39. Хейли, Дж., Эриксон М. Возникновение семьи. Психология и психотерапия семейных конфликтов / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Владос, 2018.- 752 с.
40. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2015. - 512 с.
41. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2017. - 768 с.
42. Шостром, Э. Терапевтическая психология. Основы консультирования и психотерапии. - СПб.: Нева, 2015. - 256 с.
43. Шутценбергер, А.А. Психодрама.– М.: Психотерапия, 2007. - 448 с.
44. Эйдемиллер, Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапия. - М. - СПб.: Фолиум, 2016.- 63с.
45. Шуман, С. Г., Шуман В. П. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения. – Мн.: Университетское, 2015. – 80 с.
46. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2018.- 63 с.
47. Юнацкевич, П. И., Кулганов В. А. Как выйти из невроза? Практические советы психолога. – М.: Велби, 2015. – 122 с.
48. Ягнюк, К.В. Психологическая помощь: информация для потенциального пользователя // Журнал практической психологии и психоанализа. 2017.- № 3 . – С.15-21.
Чтобы оценить степень удовлетворения браком, была использована методика «Удовлетворение браком» В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко. Данная анкета предназначена для специальной диагностики степени неудовлетворенности/удовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования удовлетворенности браком в особой социальной группе (разный стаж семейной жизни супругов).
Анкета – одномерная шкала, состоящая из 24 утверждений, связанных с различными областями: восприятие себя и партнера, мнений, оценок, отношений, и т.д. У каждого утверждения есть три варианта ответа: