Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса

Цель исследования- определение влияния стресса на производительность сотрудников, ответственность руководства и его последствия
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
30.10.2022
Объем файла
782 Кб
Количество страниц
66
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Стресс в целом - это общая физиологическая или психологическая ре-акция организма на определенную ситуацию. Стресс - это не всегда плохо: бывает как «положительный» (эустресс), так и «отрицательный» (дистресс). Но профессиональный стресс - реакция на тяжелую (неприятную) рабочую ситуацию - относится к «плохим» стрессам.
Профессиональный стресс, как и любой другой стресс, - это не просто психологическое явление. Реакция на стрессовую ситуацию физиологически проявляется в головных болях, болях в спине, области плеч и шеи, утомляемости и даже истощении. Бывает, страдает не только нервная система, но и организм в целом. Почему возникает профессиональный стресс? Причины могут быть разными, но условно их можно разделить на несколько групп, которые будут рассмотрены подробно в исследовании.
Профессиональный стресс опасен как для работника, так и для работодателя. Длительный профессиональный стресс для рабочих может обернуться профессиональным выгоранием; на самом деле стресс перейдет в хроническую форму, и избавиться от него будет довольно сложно. А работодатель, неспособный обеспечить сотрудникам комфортные условия, столкнется с падением производительности труда и, возможно, потеряет в результате несколько сотрудников [8].

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕ-СКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ В СОСТОЯНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА…………………………………...……………………………10
1.1. Понятие и подходы к изучению профессионального стресса в современ-ной организационной психоло-гии…………………………………………...…10
1.2. Понятие и подходы к изучению особенностей совладания с профессио-нальными трудностями и копинг-ресурсов у врачей в состоянии стрес-са…………………………………………………………………………….18
1.3. Причины и признаки понижения эффективности профессиональной деятельности вра-чей………………………………………..…………………..24
1.4. Использование копинг-ресурсов в профессиональной деятельности вра-чей…………………………………………..…………………………………….31
Выводы по главе 1…………………………………………………………..36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВРАЧЕЙ В СОСТОЯНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕС-СА……………………………………38
2.1. Организация и методы исследования…………………………………38
2.2. Изучение особенностей психологических характеристик врачей в состоянии профессионального стресса на примере ООО «ВАЛЕОВИ-ТА»………48 
2.3. Анализ результатов исследования……………………………………….54
2.4. Рекомендации для повышения показателей психологических характери-стик врачей в состоянии профессионального стресса на примере ООО «ВА-ЛЕОВИТА»……………………………..………………………………………..58
Выводы по главе 2……………………………………………………………….64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..70

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1)  Абабков В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, те-рапии / В.А. Абабков, М. Перре. – СПб., Речь, 2004. – 166с.

2)  Бакланов, И.С. Формирование социальной идентичности личности в современном обществе / И.С. Бакланов, О.А. Бакланова, А.М. Ерохин // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. - С. 694.

3)  Барычева, О.А. Практика применения наблюдения в социальной работе / О.А. Барычева // Гуманитарный трактат. - 2017. - № 11. - С. 124 - 128.

4)  Васильева Е. Ю. Основы психологии для медицинских вузов. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 154 с.

5)  Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит сотруд-ников / В. Винокур, М. Розанова // Медицина Санкт-Петербурга. - СПб.: Издательство СПб ГУ, 2007. - №11. - С. 28.

6)   Вондрачек, Ф.В., Феррейра, Д., Сантос, Э.Д. Профессиональное поведение и развитие во времена социальных изменений: новые пер-спективы теории и практики. Международный журнал образовательной и профессиональной ориентации, 10. 2010. С.125–138.

7)   Всемирная организация здравоохранения. Официальный сайт: https://www.who.int/ru

8)   Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 336 с. 

9)   Ганиева, И.Н. Маски в нашей жизни и психологические роли, которые мы играем / И.Н. Ганиева, А.Ф. Сафиуллин // Современное развитие экономических и правовых отношений. Образование и образовательная деятельность. - 2016. - № 15. - С. 15 - 18.

10) Гилл, Джит Все о стрессе / Джит Гилл. - М.: АСТ, Олимп, 2017. - 192 c.

11) Дедов Н. П., Коробанова Ж. В., Неврюев А. Н. Социальная пси-хология. Учебное пособие для бакалавриата. — М.: Прометей. 2020. 160 с.

12) Дереча В. А. Социальная психология. Зависимое поведение. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2020. 182 с.

13) Карнеги, Д. Как преодолеть тревогу и стресс / Д. Карнеги. - М.: Попурри, 2016. - 806 c.

14) Катунин А. П. Стрессоустойчивость как психологический фено-мен [Текст] / А. П. Катунин // Молодой ученый. - 2012. -- №9. - С. 243-246.

15) Константинов В. В. Методологические основы психологии. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 200 с.

16) Константинов, В.В. Характеристики идентичности личности и процесс социально-психологической адаптации / В.В. Константинов, В.В. Дьяков // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 12. - С. 482 - 486.

17) Коржова Елена Психология личности. Учебное пособие. Стан-дарт третьего поколения. — СПб.: Питер. 2020. 544 с.

18) Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. — М.: Юрайт. 2019. 174 с.

19) Корягина Н. А. Социальная психология: теория и практические методы. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 316 с.

20) Косенкова, Т.В. Психологическое тестирование как один из ме-тодов обследования при осуществлении медико-социальной эксперти-зы / Т.В. Косенкова, Л.Б. Дмитренко, Т.Ю. Хабарова // Многопрофильный стационар. - 2017. -. № 1. - С. 8 - 12.

21) Крысько В. Г. Социальная психология. Учебно-методическое пособие. — М.: КноРус. 2020. 304 с.

22) Лобанова, А.В. Социальная категоризация как предиктор внутригрупповых и межгрупповых отношений / А.В. Лобанова, Л.А. Лазаренко, Е.В. Молчанова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 4. - С. 332 - 338.

23) Маркетинг в здравоохранении: учебник: для студентов бака-лавриата и магистратуры, обучающихся по направлениям подготовки, входящим в укрупненную группу "Экономика и управление" / Н. А. Савельева, А. В. Кармадонов, Т. Ю. Анопченко [и др.]; ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет", ФГБОУ ВО "Сочинский государственный университет". ‒ Москва: Дашков и К°, 2020. ‒ 296 с.: ил. 

24) Медицинская психология с элементами общей психологии: учебник для средних медицинских заведений / А. М. Спринц [и др.]. – 3-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: СпецЛит, 2021. – 413 с.: ил. 

25) Методика для психологической диагностики способов совлада-ния со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. Посо-бие для врачей и медицинских психологов. - СПб: НИПНИ им. Бехетерева, 2009. – С. 43.

В большинстве исследований изучалось влияние стресса на работе и эмоционального выгорания на медицинский персонал в учреждениях неот-ложной помощи. Однако персонал, работающий в учреждениях длительного ухода и домах престарелых, был в центре внимания исследований. Конкретный проект исследует область, где стрессовая нагрузка, на первый взгляд, минимальная и не сопоставима со стрессом в государственных структурах или других профильных направлениях. Также появляются данные о различиях в стрессе на работе в зависимости от продолжительности смены и поколения. Так, старшее поколение или наиболее молодые, подвержены стрессу максимально, ввиду недостатка опыта или прочих факторов. Работники, у которых рабочий день длится 8 часов, говорят, что утомлены меньше тех, кто работает дольше, хотя на деле их уровень стресса равнозначен [44].