Формирование понятия фермент в школьном курсе биологии и связь с курсом химии

Цель исследования – проанализировать этапы формирования понятия «фермент» в школьном курсе и разработать методические рекомендации для углубленного изучения данного биохимического понятия
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
30.10.2022
Объем файла
780 Кб
Количество страниц
41
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Основным компонентом научных знаний у обучающихся являются научные понятия, формирование которых происходит в процессе обучения и имеет важное значение в процессе научного познания. Особенности развития современного общества приводят к все большей значимости биохимических знаний. Проблема развития понятий, как в теории методики, так и в практике преподавания биологических и химических предметов – одна из наиболее актуальных и сложных. Преподавание химии и биологии за последние годы подверглось значительной перестройке, программы дополнялись и сокращались настолько, что возникла настоящая необходимость в определении системы знаний, наиболее существенных понятий основ наук, которые должны изучаться в школе.
В связи с этим важной задачей процесса обучения в настоящее время является улучшение процесса формирования системы научных понятий у обучающихся. Это нужно для того, чтобы повысить эффективность учебного процесса, качество и прочность знаний.

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ БИОХИМИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ «ФЕРМЕНТ» 5

1.1. Содержание биохимических понятий в школьном курсе химии 5

1.2. Фермент как одно из важных понятий биохимии 7

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ФЕРМЕНТ» В ШКОЛЬНЫХ КУРСАХ ХИМИИ И БИОЛОГИИ 11

2.1. Формирование понятия «фермент» в школьном курсе биологии и химии в 8 классе 11

2.2. Формирование понятия «фермент» в школьном курсе биологии и химии в 9 классе 15

2.3. Формирование понятия «фермент» в школьном курсе биологии и химии в 10-11 классах 17

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО УСПЕШНОМУ ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЯ «ФЕРМЕНТ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ И БИОЛОГИИ 19

3.1. Разработка интегрированного урока «Неорганические катализаторы и ферменты» 19

3.2. Разработка факультативных занятий по теме «Ферменты» 33

3.4. Апробация методической разработки интегрированного урока 39

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 44

Список литературы 45

Список литературы

1. Артемук Е.Г. Ферменты / Е.Г. Артемук, Королько А.В. – Брест: Брестский Государственный Унивеситет им. А.С. Пушкина, 2010. – 31 с.

2. Беляев, Д.К. Общая биология. 10-11 классы: учеб, для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др. – изд-во «Просвещение. – 11-е изд. –М.: Просвещение, 2012. – 304 с.

3. Береснева, Е.В. Современные технологии обучения химии / Е.В. Береснева, Учебное пособие. – М.: Центрхимпресс, 2004. – 144 с.

4. Беспалов П. Исследовательская работа учащихся по теме «Ферменты»: https://him.1sept.ru/article.php?ID=201000803

5. Ватлина, Л.П., Александрова Е.В. Экспериментальное изучение свойств ферментов. / Л.П. Ватлина. // Химия в школе. – 2011. – №10. – с. 52-58

6. Высоцкая, Л.В. Общая биология: Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии в школе / Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. – М.: Просвещение, 2004. – 206 с.

7. Габриелян, О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб, для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2013. − 191 с.

8. Габриелян, О.С. Химия. 8 класс: учеб, для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2013. − 286 с.

9. Габриелян, О.С. Химия. 9 класс: учеб, для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 18-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2019. − 315 с.

10. Драгомилов, А.Г. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – 6-е изд., стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 272 с.

11. Древин, В.Е. Интеграция в процессе преподавания химии / В. Е. Древин, Е.Г. Савина. – Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2013. – 104 с. 

12. Дьякович, С.В. Методика факультативных занятий по химии / С.В. Дьякович, Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 175 с.: 

13. Еремин, В.В. Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, А.А. Дроздов, В.В. Лунин. – М.: Дрофа, 2013. – 256 с.

14. История открытия ферментов: http://chemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000039/st029.shtml

15. Каменский, А.А. Общая биология. 10-11 класс учеб для общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005. – 376 с.

16. Колесов, Д. В. Биология. Человек. 8 класс / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – М.: Дрофа. 2019 – 415 с. 

17. Кузнецова, Н.Е. Химия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Тара; под ред. проф. Н.Е. Кузнецовой. – 4-е изд., перераб. – М., 2018. – 288 с.

18. Наливайко И.В., Боброва Н.Г. Содержание и развитие биохимических понятий в школьном курсе биологии. / И.В. Наливайко. // Самарский научный вестник. – 2016. –№ 1 (14). – С. 180-185

19. Пасечник, В.В. Биология. Введение в общую биологию, 9 класс: учеб, для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов; под ред. В.В. Пасечника. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 207 с.

20. Проскурина, И.К. Биохимия / И.К. Проскурина. – М.: Academia, 2018. – 320 c.

21. Рудзитис, Г.Е. Химия. 9 класс. Учеб, для общеобразоват. учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 208 с.

22. Слесарев, В.И. Химия: Основы химии живого / В.И. Слесарев. –СПб: Химиздат, 2007. – 784 с.

23. Усова, А.В. Условия успешного формирования у учащихся научных понятий // Наука и школа. – 2006. – №4. – С. 57-59

24. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г. https://synergy.ru/assets/upload/pdf/standart/FGOS_soo_2020.pdf

25. Чапаев, Н. К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология: монография / Н. К. Чапаев. 3-е изд., доп. и перераб. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. – 372 с.

26. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Чернобельская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 336 с.

27. Ширяева О.Ю. Бахарева С.В. Биохимические понятия в школьном курсе химии. /О.Ю. Ширяева // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №70-2. – С. 328-331 

Проанализировав рабочие программы и учебно-методические пособия по химии и биологии, выявили, что к сожалению, в школьном курсе данного биохимического понятия касаются не так глубоко, как хотелось бы. А ведь роль ферментов неоспоримо велика, так как именно они играют важнейшую роль во всех процессах жизнедеятельности, направляя и регулируя обмен веществ организма [1]. То есть иными словами, не было бы ферментов – не было бы жизни, так как жизненно необходимые процессы происходили бы слишком медленно, не обеспечивая организм достаточным энергетическим запасом.
Одним из способов расширить и углубить знания учащихся о ферментах, является применение интегративной технологии обучения. 
Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления [11]. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины [25]. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.