Нервно-психическая устойчивость подростков с ментальными нарушениями
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Ограниченные возможности для здоровья в общественном сознании постоянно отождествляются с инвалидностью. Поэтому умышленно созданная и приспособленная для удовлетворения восприятия обществом и носителем психических расстройств категория в настоящий момент не справляется со своей функцией. Проблемы со здоровьем любой степени тяжести почти всегда воспримются человеком как нечто, что мешает ему воспринимать себя как «нормального», способного добиться огромных успехов в учебе, работе и социальных отношениях. Особо отчётливо эта трудность заметна в пубертатном возрасте.
Подростковый возраст часто называют трудным. Это мнение небезосновательно, так как в этот промежуток все переживают кризис. Этот кризис проявляется как на физиологическом уровне – мощный гормональный сбой, как и на психологическом – появляются новые ценности и приоритеты, увеличивается сфера потребностей, нарастает рост самосознания, рефлексии и саморазвития. Нетрудно вообразить, насколько тяжело подростку бывает совладать с кризисом, осложненным еще и терзаниями, связанными с ограничениями собственного здоровья.
Суммарный эффект многих переживаний, особенно красочных, бурных, даже отчасти чуждых самому подростку, может отразиться на общем самочувствии и самооценке личности. Данный факт может сказаться на жизнестойкости подростков, их нервно-психической устойчивости. Невозможность конструктивно реагировать и учитывать особенности собственного здоровья может кардинально повлиять на общую удовлетворенность жизнью и иметь отрицательные последствия.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 7
1.1. Понятие жизнестойкости и нервно-психической устойчивости 7
1.2.1. Ментальные нарушения как фактор дестабилизации жизнестойкости в подростковом возрасте 15
1.2.2. Особенности у подростков с ОВЗ 31
1.3. Формирование нервно-психической устойчивости как основополагающего фактора для адаптации подростков с ментальными нарушениями в социуме 37
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 44
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 45
2.1. Теоретическое обоснование и организация исследования 45
2.2. Описание контингента испытуемых 46
2.3. Методическое обеспечение исследования 47
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 52
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 53
3.1. Интерпретация диагностического материала 53
3.2. Корреляционный и статистический анализ 82
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
Не найдено
Методические рекомендации. Часто больше зависит от отношения сверстников к подростку формирование его личности, чем от образовательного процесса в школе. Во-первых, «общение со сверстниками — очень важный специфический информационный канал, с помощью которого дети узнают много нужных вещей, о которых им не рассказывают взрослые. Во-вторых, это специфический вид деятельности, развивающий коммуникативные навыки, умение подчиняться коллективной дисциплине, а также умение отстаивать свои права и соотносить свои интересы с интересами группы. В-третьих, это особый вид эмоционального контакта. Осознание принадлежности к группе, сплоченность, дружеская взаимопомощь способствуют автономии подростка по отношению к взрослым и придают ему важное чувство эмоционального благополучия и стабильности. Имея некоторый опыт рефлексии в подростковом возрасте, человек сталкивается с дополнительными вопросами. В юности возникает проблема выбора жизненных ценностей. Молодые люди стремятся выработать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто я?», «Кем я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к нравственным ценностям [48].