Методика коррекции паралитического сколиоза у детей 15 – 17 лет со спастической формой ДЦП средствами адаптивной физической культуры
ВВЕДЕНИЕ
По данным Всемирной Организации Здоровья(ВОЗ) распространенность ДЦП составляет 2 ребенка на 1000 новорожденных, что, несомненно, можно назвать проблемой мирового масштаба. По различным данным за последние десятилетия эта цифра растет и нет уверенности, что ситуация может измениться в лучшую сторону. Проблема ДЦП особенно актуальна, потому что эта болезнь «затрагивает» детей. Поэтому неудивительно, что к изучению данной патологии приковано внимание многих отечественных и зарубежных ученых, врачей.
По детской инвалидности среди неврологических заболеваний ДЦП «стоит» на первом месте.
Известно несколько [30] классификаций ДЦП и в каждой неизменно подчеркивается, что спастическая диплегия является самой часто встречающейся его формой[10;22;23] и, вместе с тем, она считается наиболее благоприятной в плане коррекции нарушений(физических, психических) что в дальнейшем может привести к адаптации ребенка в обществе.[5;22;23;26]
Первичным нарушением при ДЦП является органическое поражение головного мозга. Вторичным нарушением в данном случае являются нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, например, паралитический сколиоз.[19;45]
В 70% случаев спастическая форма ДЦП сопровождается сколиозом[40]
В коррекции паралитического сколиоза применяют оперативное и консервативное лечение. Основным методом консервативного лечения паралитического сколиоза при ДЦП являются занятия АФК.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1.Этиология детского церебрального паралича 5
1.1.2. Клиническая картина детского церебрального паралича в форме спастической диплегии 7
1.2. Сколиоз при ДЦП 10
1.2.1.Анатомо-физиологические особенности позвоночника 10
1.2.2.Кровоснабжение позвоночника 13
1.3. Понятие о сколиозе 13
1.3.1. Паралитический сколиоз при ДЦП 14
1.4. Адаптивная физческая культура при работе с детьми с поражением опорно-двигательного аппарата 20
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1.Методы исследования 22
2.2 Организация исследования 24
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
3.1. Описание комплекса упражнений 26
3.1.1.Комплекс упражнений контрольной группы 26
3.1.2. Упражнения экспериментальной группы 36
3.2. Оценка эффективности предложенной методики 46
ВЫВОДЫ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеев, А. В. Заболевания позвоночника / А. В. Авдеев, А. К. Вешкин, В. Ф. Гладенин, А. С. Кабанов, Р. С. Маняхин, Э. А. Муллаярова, Д. Н. Орлов, К. М. Капустин, Д. А. Шебалдов ; [под ред. Ю. Ю. Елисеева]. – М. : Научная книга / T8RUGRAM, 2017. – 586 с.
2. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения : учебное пособие / под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2014. – 298 с.
3. Адаптивная физическая реабилитация для лиц с ДЦП: методические материалы. / Авторы-составители: Е.А. Волкова, А.В. Жуковская, Е.А. Кукушкина, П.С. Федорова. – Ярославль, 2016. – 68 с
4. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи/Л.О.Бадалян,Л.Т.Журба, О.В.Тимонина. Издательство:«ЗДОРОВЬЯ». 1988 ISBN 5-311-00052-Х
5. Баиндурашвили, А.Г Коррекция двигательных нарушений в комплексе медицинской абилитации детей, больных детским церебральным параличом: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием; Санкт-Петербург, 20-21 ноября 2019 года / ФГБУ «НИДОИ им. Г.И. Турнера» Минздрава России, Протезно-ортопедический центр «Сколиолоджик.ру»; [Главный редактор академик РАН д.м.н. проф. Баиндурашвили А.Г., зам. главного редактора д.м.н. Кенис В.М., член-корр. РАН д.м.н. проф. Виссарионов С.В, к.м.н. Леин Г.А.; редакционный комитет: к.м.н. доц. Овечкина А.В., к.м.н. Аржанникова Е.Е., к.м.н. Гусев М.Г.]. [Электронный ресурс]. – СПб.: Наукоемкие технологии, 2019. – 99 с. Режим доступа: https://publishing.intelgr.com/archive/korrektsiya-dvigatelnyih-narusheniy-detey.pdf. ISBN 978-5-6044429-1-3
6. Балич, Г.Л. Анатомия человека / Г. Л. Билич, Е. Ю. Зигалова. — 2-е изд. — Москва : Издательство «Э», 2016. — 240 с. + ил. — (Медицинский атлас
7. Барашнев, Ю.И. Дифференциальный диагноз врожденных и наследственных заболеваний у детей [Текст] / Ю. И. Барашнев, Г. С. Руссу, Л. З. Казанцева ; отв. ред. Ф. М. Китикарь. - Кишинев : Штиинца, 1984. - 214 с. : ил.
8. Белоусова E.Д. Факторы риска, тактика лечения и прогноз судорожного синдрома и эпилепсии у детей с детским церебральным параличом. Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. М., 2004, 48 с.
9. Бодяжкина, В.И. Акушерство/ Бодяжина В.И., Жмакин К.Н., Кирюшенков А.П.-М.:Медицина,1986.-496 c., ил.
10. Бронников, В.А. Детский церебральный паралич.Книга для родителей ребенка с ДЦП/Бронников В.А,Залазаева Е.А,Зиновьев А.М,Надеева Н.М,Кротова Л.Н,Шилова Л.А– Пермь: РИЦ «Здравствуй!», ООО «Спектр Пермь», 2019. – 361 с., ил.
11. Ватолина М.И. О роли различных перинатальных факторов в развитии детских церебральных параличей. /Материалы V Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров. - М., 1969. - Т.2. - С. 394.4
12. Власова, Т.А. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. / Ред.Т.А. Власова. М.: Педагогика. 1985. 128 с
13. Волков И.М. Здравоохранение/ N 5. - С.58- 62.Кишинев 1974
14. Гросс, Н.А. Проблемы двигательной реабилитации детей с отклонениями в развитии // Специальная Олимпиада России-2005: материалы 6-ой Всерос. науч.- практ. конф., г. Челябинск, 2005. С. 56-59.
15. Гросс, Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата./ Н.А.Гросс. М.: «Советский спорт». 2000. 224 с
16. Дикуль, В. И. 3 лучшие системы от боли в спине / В. И. Дикуль — «Эксмо», 2011
17. Дикуль, В. И. Если болит спина / В. И. Дикуль — «Эксмо», 2013
18. Дикуль, В. И. Жизнь без боли в спине / В.И. Дикуль. – М. : Эксмо, 2010. – 272 с. : ил.
19. Дикуль, В.И. Полная энциклопедия спины и суставов : традиционные и инновационные методы лечения / В. И. Дикуль. – М. : Эксмо, 2013. – 688 с. : ил. – (Медицинская энциклопедия). ISBN 978-5-699-53849-2
20. Евсеев, C.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник/ С. П. Евсеев. - М .: Спорт, 2016. - 616 с .: ил. ISBN 978-5-906839-42-8
21. Евсеев, C.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник/С.П.Евсеев,О.Э.Евсеева; под ред. С.П.Евссева - М. : Спорт, 2016. – 384c. : ил. ISBN 978-5-906839-18-3
22. Жмуров В.А. Психиатрия.Энциклопедия/2016. 3629 c.,Правообладатель: Accent Graphics communications
23. Жмуров, В.А. Психиатрия /В. А. Жмуров — «ЛитРес: Самиздат», 2020
24. Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации.ДЦП./”ЭЛБИ-СПБ”,С-Петербург.-2005. 112c.,ил. ISBN 5-93979-087-9
25. Кильдиярова Р.Р. Журнал невропатологии и психиатрии/Кильдиярова Р.Р.,Столович М.Н.,Колесникова М.Б. - 1988. - N 10. - С. 1452.
26. Клинические рекомендации:Детский церебральный паралич у детей/ Союз педиатров России.Клинические рекомендации:Детский церебральный паралич у детей, 2016
27. Козлова, С.И. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование:Справочник/Козлова С.И.,Семанова Е.,Демикова
28. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Левченко И.Ю., Приходько О. Г., — М.: Издательский центр«Академия», 2001. — 192 с. ISBN 5-7695-0564-8
29. Лечебная физическая культура при нарушении осанки у детей: практическое пособие для врачей / Д.А. Чечѐтин, А.Н. Цуканов, Д.В. Чарнаштан, Э.А. Надыров, Т.В. Бобр, Е.Ю. Зайцева, Н.М. Иванова. – Гомель: ГУ «РНПЦ РМиЭЧ», 2015. – 86 с.
1. Анализ литературных источников свидетельствует о том, что сколиоз является одним из наиболее встречаемых вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата при детском церебральном параличе.
Ввиду своей «вторичности» по отношению к основному диагнозу сколиоз при детском церебральном параличе в большинстве случаев не рассматривается как патология, требующая более пристального внимания и коррекции, несмотря на то, что наличие паралитического сколиоза при ДЦП сопровождается нарушением строения внутренних органов, онемением верхних и нижних конечностей, нарушением кровообращения головного мозга, уменьшением конечностей в размере, грыжами, разрушением межпозвоночных дисков, нарушением в работе желудочно-кишечного тракта, сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Слабость мышц спины и брюшного пресса у детей со спастической формой ДЦП приводит к образованию и прогрессированию паралитического сколиоза. Для коррекции паралитического сколиоза необходимы систематические занятия физическими упражнениями, направленными на укрепление мышц спины и брюшного пресса.
2. Для коррекции паралитического сколиоза при спастической форме детского церебрального паралича была применена специальная методика. В обеих группах были использованы специальные комплексы физических упражнений. Предполагалось, что применение специально разработанной методики будет способствовать укреплению мышц спины и брюшного пресса у детей с диагнозом ДЦП в форме спастической диплегии, что будет способствовать коррекции паралитического сколиоза.
3. До и после педагогического эксперимента было проведено диагностическое тестирование с целью оценки состояния мышц спины и брюшного пресса детей в возрасте 15-17 лет с диагнозом ДЦП в форме спастической диплегии, у которых был диагностирован паралитический сколиоз в качестве вторичного заболевания с целью его коррекции. В результате анализа полученных данных была установлена эффективность предложенной методики. Положительная динамика наблюдалась в обеих группах, однако в экспериментальной группе результаты оказались лучше.