Формирование мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов Вуза

Цель диссертационного исследования — теоретически обосновать и исследовательно проверить педагогические условия формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности
Author image
Timur
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
29.10.2022
Объем файла
187 Кб
Количество страниц
132
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3360 руб.
4200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
На современном этапе развития российского общества, формирование мотивационной готовности студентов ВУЗа к профессиональной деятельности, по выбранной специальности, в профессиональном становлении будущего специалиста, крайне важна мотивационная сфера личности. Решение проблем формирования мотивационной готовности к профессиональной деятельности студентов ВУЗа, требует от педагогов управления процессом формирования мотивов, с целью оказания помощи личности студента. В интеграции в складывающуся и постоянно изменяющуюся социально-культурную ситуацию. Так же следует обратить внимание на необходимость формирования не только мотивационной готовности студентов к самореализации себя к выбранной профессиональной деятельности, но и профессионально-личностной готовности в форме установок, которые формируются и корректируются под непосредственным влиянием и контролем педагогов на протяжении всего процесса обучения. Предрасположенность к будущей профессиональной деятельности, которая позволяет на достаточно высоком уровне выполнять свои профессиональные обязанности, может быть определена еще до начала процесса обучения, при использовании психодиагностических методик, профессиограмм. Формирование мотивационной готовности к профессиональной деятельности  студентов ВУЗа, с точки зрения мотивационной сферы, должна пониматься, как направленность личности студента на профессиональную деятельность, которая включает в себя и позитивное отношение к выбранной им специальности, и удовлетворенность студента именно выбранной им профессией, и уровень сформированности мотивов учебной деятельности, и уровень готовности отвечать за свои поступки, и осознанное умение и желание брать на себя ответственность. Для высокого уровня психологической готовности характерны достаточно высокие значения уровня значимости сферы профессиональной жизни, а именно: основополагающим мотивом поступления таких студентов в определённое образовательное учреждение является именно получение выбранной ими профессии; все они в дальнейшем планируют работать по выбранной специальности. Для студентов с низким уровнем мотивационной готовности к профессиональной деятельности, характерны в большей степени, средний, а иногда низкий уровни мотивационной готовности, по мотивационному типу. У студентов с низким и средним уровнем готовности к профессиональной деятеятельности, мотивы поступления в образовательные учреждения, гораздо менее значимые, чем получение конкретной профессии, хотя некоторые из них, в будущем планируют работать по полученной ими специальности. Именно высокий уровень мотивационной готовности к профессиональной деятельности, в будущем может гарантировать значительную степень эмоциональности насыщенности и значимости всей последующей профессиональной деятельности, что формирует у личности удовлетворённость жизнью, при условии работы именно по полученной специальности. 

Введение

Глава 1 Формирование готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности как социально-педагогическая проблема …....................................

1.1 Психолого-педагогические основания формирования готовности  студентов вуза к будущей профессиональной деятельности  ….......................................................

1.2 Факторы, влияющие на формирование готовности студентов вуза к  будущей профессиональной деятельности  …......................................................................

1.3 Этапы формирования готовности студентов вуза к будущей  профессиональной деятельности  …........................................................................................................

Выводы по 1 главе …................................................................................................

Глава 2 Педагогические условия формирования готовности студентов  вуза к будущей профессиональной деятельности ….......................................................................

2.1. Создание практико-ориентированной среды вуза по формированию  готовности студентов к будущей профессиональной деятельности  …..................................

2.2. Вовлечение студентов вуза в социально-значимую деятельность  с целыо формирования их готовности к будущей профессиональной деятельности …...

2.3 Корректирование формирования готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности на основе комплексной диагностики …..........

2.4. Обработка и описание результатов исследования. ........................................

2.5. Рекомендации по приемам мотивации студентов профессиональных

образовательных организаций к профессиональной деятельности. ....................

Выводы по 2 главе  .........................................................................................

Заключение ...............................................................................................................

Список используемой литературы ..........................................................................

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Абдулина, О. А. Использование педагогических фактов в процессе учебных занятий по педагогическим дисциплинам Текст. / О. А. Абдулина. // Советская педагогика, 1987. №7, - С .28-32.
2. Абульханова-Славская, К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования Текст. / К. А. Абульханова-Славская. // Психологический журнал, т. 15, 1994. — № 4, С. 39-55.
3. Албегова, И. Ф. Исследование мотивации социальных работников Текст. / И. Ф. Албегова // Социс. 2005. № 1, - С. 78-81.
4. Аминов, Н. А. Психодиагностика специальных способностей социальных работников. Социальная работа Текст. Вып.2. / Н. А. Аминов, И. А. Зимняя. -М., Знание, 1992. 305с.
5. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001. - 288с. (Серия «Мастера психологии»)
6. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс Текст. / А. А. Андреев. — М.: Наука, 2002. 264с.
7. Андреева, Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности Текст. / Г. М. Андреева, Я. Яноушек. М.: Изд-во МГУ, 1987. - 301с.
8. Андрющенко, Т. Ю. Психология профессионального общения Текст. / Т. Ю. Андрющенко, В. П. Кисляков. Волгоград, 1990. - 267с.
9. Анисимов, О. С. Основы методологического мышления Текст. / О. С. Анисимов. -М.: Наука, 1989. 317с.
10. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст. / С. И. Архангельский. М.: Наука, 1980.-472с.
11. Асмолов, А. Г. Движущие силы и условия развития личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. Текст. / А. Г. Асмолов. СПб.: Питер, 2000. - 451с.
12. Бабаев, Ю. Качество подготовки специалистов в условиях перехода к рынку Текст. / Ю. Бабаев. // Высшее образование в России. 1996. — № 4. С. 82-84.
13. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Общеобразовательный аспект Текст. / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1984. -208с.
14. Бабаскин, В. С. Фрагменты дидактики высшей школы: теория, методология, практика Текст. / В. С. Бабаскин. — М.: Просвещение, 2000. -211с.
15. Балаев, А. А. Активные методы обучения Текст. / А. А. Балаев. — М.: Профиздат, 1986. 206 с.
16. Батурина, Г. И., Цели образования как основа связи содержания и методов обучения Текст. / Г. И. Батурина, Т. И. Шамова. // Сов. Педагогика, 1980.-№ 8.-С 11-20.
17. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. -192 с.
18. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспита-тельного процесса подготовки специалистов Текст. / В. П. Беспалько, Г. Ю. Татур. М.: Высшая школа, 1989. - 144 с.
19. Бодалев, А. А. Личность и общение Текст. / А. А. Бодалев. — М.: Просвещение, 1995. 272с.
20. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М.: Просвещение, 1968. - 263с.
21. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков. // Педагогика, 2003. -№ 10.-С 30-39
22. Бокарева, Г. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов Текст. / Г. А. Бокарева. Калининград: Изд-во Калининградского ун-та, 1985. — 152с.
23. Борисова, Е. М. Индивидуальность и профессия Текст. / Е. М.
24. Борисова, Г. П. Логинова. -М.: Знание, 1991. С. 78.
25. Бочарова, В. Г. Педагогика социальной работы Текст. / В. Г. Бочарова. // М.: Наука, 1994. - 250с.
26. Бросалина, Г. М. Инновационные методы обучения в вузе. Текст. / Г. М. Бросалина. — Мурманск: 1993. — 217с.
27. Брушлинский, А. В. Мышление и прогнозирование Текст./ А. В. Брушлинский. М.: Наука, 1979. - 392с.
28. Буякас, Т. М. Ценностно-смысловая сфера профессионала Текст. / Т. М. Букаяс. // Мир психологии, 1997. № 3. - С 35-47.
29. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / А. А. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991. 207с.
30. Вербицкий, А. А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения. В кн.: Игровое моделирование: методология и практика Текст. / А. А. Вербицкий, И. С. Ладенко.- Новосибирск: Наука СО АН СССР, 1987. С.78-100.
31. Вербицкий, А. А. Методические рекомендации по проведению деловых игр Текст. / А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова. М. Наука, 1999.- 146с.
32. Вергасов, В. М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе Текст. / В. М. Вергасов. — Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1985.-С. 196
33. Вульфов, Б. 3. Педагогика рефлексии Текст. / Б.З. Вульфов, В. Н. Харькин. М.: Магистр, 1995. - 1 Юс.

 

Важно также положение исследователей о том, что структура мотивационной сферы является не застывшей, статической, а развивающимся, изменяющимся в процессе жизнедеятельности образованием. Существенным для исследования структуры мотивации оказалось выделение Б.И.Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность [19]. Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три - целевыми ее составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия. Существенно также и то, что два последних, определяемых как награда и избегание наказания, являются, по Дж.Аткинсону, составляющими мотивации достижения. Отметим, что подобное структурное представление мотивационных составляющих, соотнесенное со структурой учебной деятельности, оказалось очень продуктивным. Интерпретация мотивации и ее структурной организации проводится и в терминах основных потребностей человека (Х.Мюррей, Дж.Аткинсон, А.Маслоу и др.) [4]. Особой формой исследования мотивации можно считать компентентностную теорию, как применимую для целей данной работы, поскольку именно в рамках данной теории наблюдается интеграция категорий учебных и профессионально-деятельностных мотивов и рассматривается динамика структурной организации мотивов. Более того, в современной психологии все более популярным и масштабным становится компетентностный подход, в рамках которого мотивация понимается как системобразующая функция, обеспечивающая эффективность, продуктивность и достижения в деятельности в целом (Дж. Равен, И.А. Зимняя, М.А. Холодная).