Жизнестойкость как фактор социально-психологической адаптации студентов первого курса
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Образовательной основой психологического сопровождения, которая связана непосредственно с эффективной подготовкой студента первого курса к его будущей деятельности, являются знания закономерностей развития и формирования личностных качеств у обучающихся. Они как никогда актуальны, в связи с тем, что в настоящее время студентам постоянно приходится принимать решения в различных ситуациях, связанных с их личной жизнью, учебной и спортивной деятельностью.
Благодаря процессам социально-психологической адаптации, студент-первокурсник подстраивается под учебные процессы, приобретает знания, умения, навыки. Адаптационные способности могут оцениваться через уровень самооценки, жизнестойкость, локус контроля и пр.
Задачей и целью любого вуза является работа со студентами-первокурсниками, направленная на быструю и успешную адаптацию к новым условиям, к новому этапу жизни, а также развитие и повышение собственных адаптационных возможностей. Во время обучения в университете, у студентов формируются качества, которые необходимы для реализации, выбранной ими профессии, проходит освоение новой среды и предметов. В данном процессе огромную роль играет жизнестойкость. Жизнестойкость – это способность индивида выдерживать происходящие с ним стрессовые ситуации, при этом сохраняя внутренний баланс, без снижения успешности деятельности. Именно поэтому жизнестойкость как фактор социально-психологической адаптации студентов первого курса является важной и актуальной.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА……………………………………………………...
1.1. Жизнестойкость как фактор социально-психологической адаптации
1.2. Особенности формирования жизнестойкости личности у студентов первого года обучения
1.3. Понятие и сущность социально-психологической адаптации
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
2.1. Общая организация и этапы исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Авдиенко, Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза [Текст] / Авдиенко, Г.Ю. // Вестник психотерапии. - 2010. - № 36. - С. 15-17.
2. Антипова, Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе [Текст] / Антипова, Л.А. // Казанский педагогический журнал. - 2006. - № 4. - С. 62-76.
3. Архипова, А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности [Текст] / Архипова, А.А // Педагогические науки. - 2011. - № 5. - С. 210-212.
4. Апанасенко, О.Н. Психологическая культура личности, ее формирование в вузе / О.Н. Апанасенко, Е.В. Малюкова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 177-178.
5. Баданина, Л.П. Анализ современных подходов к организации психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе адаптации к вузу [Текст] / Баданина, Л.П. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - № 65. - С. 112-115.
6. Бисалиев, Р.В., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов [Текст] / Бисалиев, Р.В., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф // Современные наукоемкие технологии. - 2005. - № 9. - С. 55-58.
7. Виноградова, А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе / А.А. Виноградова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2014. - № 1. - С. 44-56.
8. Гурьянова, М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума / М.П. Гурьянова // Педагогика. – 2010. – № 3. – С. 11-15.
9. Гончикова, О.Н. Этнопсихологические особенности процесса адаптации студентов к обучению в вузе / О.Н. Гончикова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2017. - № 3. - С. 86-89.
10. Гришина, Н.В. Исследование индивидуальности: человек как субъект жизни. Психология индивидуальности: материалы III Всерос. науч.конф., Москва, 4-7 февраля 2009: в 3-х ч. / отве.ред. А.Б.Орлов: Изд. дом Гос. у-та Высшей школы экономики, 2009. – ч.3.
11. Егорова, Л.З. Воспитать стрессоустойчивую личность. [Текст] / Л.З. Егорова // Воспитание школьников. – 2003.-№ 6.
12. Зинченко, В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - М.: Педагогика, 2009. - 215 с.
13. Извольская, А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе / А.А. Извольская // Молодой ученый. - 2010. - № 7. - С. 444-446.
14. Колызаева, Н. Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов в начальном периоде обучения ЛГУ. [Текст] / Колызаева, Н. Г. // - Ленинград, 1999. - 455 с.
15. Куликов Л.В. Психологическая устойчивость личности //Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. СПб., 2006. – 388-400 с.
16. Кон, И. С. Психология ранней юности. [Текст] / Кон, И. С. //- М.: Просвещение, 2013.
17. Крушельницкая, О.В., Методология и организация научных исследований: [Текст] / Крушельницкая, О.В// Учебное пособие - М.: Кондор, 2007
18. Кузьминский, А. И. Педагогика высшей школы [Текст] / Кузьминский, А. И //: Учеб пособие - М.: Знание, 2004.
19. Кий Н.М. Формирование у подростков жизнеутверждающих установок [Текст] /Н.М. Кий // Социальная педагогика, 4/2011.
20. Книжникова, С.В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости (Монография). – Краснодар: «АСВ-полиграфия», 2006.
21. Крайг, Г. Психология развития. Учеб. пособие. Грейс Крайг, Дон Бокум; науч.ред.пер на рус.яз, ТВ.Прохоренко – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2007.
22. Луну, А.А. Особенности адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза / А.А. Луну, Т.В. Седых // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив. - 2016. - №3. - С. 336-339.
23. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. [Текст] / Д.А. Леонтьев, // 5-е изд., испр. М., 2005.
24. Логинова, М.В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов. [Текст] / Логинова, М.В //: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2015.
25. Наливайко, Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди / Т.В. Наливайко // Журнал «Вестник интегративной психологии», 4 выпуск, 2002.
26. Нехамес, Игорь Необъятная Москва и жизнестойкие москвичи / Игорь Нехамес. - М.: Культура, 2018. - 466 c.
27. Огородник, С.И. Социально-психологические проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения в профессиональном колледже / С.И. Огородник, М.И. Масолова // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (110). — С.973-999.
28. Одинцова, М.А. Психология жизнестойкости / М.А. Одинцова. - М.: Флинта, 2017. - 523 c.
29. Попков, В.А. Учебный процесс в вузе: состояние, проблемы, решения / В.А. Попков, А.В. Коржуев. - М.: Дело, 2011.
30. Пономарев, П.А. Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников / П.А. Пономарев, Д.Е. Штильников, А.П. Пономарева // Психологические науки: теория и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, август 2016 г.). — Москва: Буки-Веди, 2016. — С. 55-77.
31. Посохова, С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход / дисс. на соискание д. псих. наук / С.Т. Посохова. – СПб. - 2004. - С. 43.
32. Почебут, Л.Г. Социальная психология: учеб. пособие [Текст] / Л.Г. Почебут, И.А. Мейчипс. - СПб: Питер, 2014. – 755 с.
33. Растигеев, А.П. Социальная адаптация и ответственность личности / А.П. Растигеев. Томск, 2009. - 345 с.
34. Салманова, Д.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе / Д.А. Салманова // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. — С. 55-63.
35. Фоминова, А.Н. Жизнестойкость личности. Монография. - М.: МПГУ, 2014. - М.: МПГУ, 2014.
36. Чаусова, О.А. Особенности процесса формирования жизнестойкости у студентов в условиях современного образования / О.А. Чаусова // Теория и практика общественного развития. - 2019. - № 3. – С. 25.
37. Щепкина, Е.С. Что мешает студенту учиться / Е.С. Щепкина // Высшее образование в России. - 2010. - № 6. - С. 75-85.
38. Яницкий, М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учебное пособие / М.С. Яницкий. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2008. – 356 с.
39 . Яударова, Н.Ю. Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведении / Н.Ю. Яударова // Молодой ученый. — 2016. — № 20(77). — С. 765-769.
В результате проведенного нами теоретико-методологического анализа научной отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме исследования жизнестойкости как фактора социально-психологической адаптации студентов первого курса показали недостаточность исследования данного феномена. Оптимизация процесса обучения, развитие студентов и многие другие актуальные проблемы, среди всего этого разнообразия выделяется проблема именно жизнестойкости. И это проблема является ключевой, так как все дальнейшее обучение и функционирование студента зависит от прохождения данного этапа. Первокурсник сталкивается с огромным количеством проблем и трудностей, которые приводят его к низкой социальной ориентированности, быстрой утомляемости, а также к низким показателям в учебной деятельности, так как усвоение полученной информации будет проходить не в полном объеме. Состояние студента в психологическом плане будет критичным, оно будет выражаться в повышенной тревожности, студента будут преследовать такие чувства, как беспомощность, несостоятельность, неполноценность, низкая самооценка.