Связь детско-родительских отношений и адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению
Введение
Актуальность исследования. Дошкольный возраст – это наиболее важный этап в жизни каждого человека, потому что в этот период активно формируется личность. Семья, в этот период, важна для ребенка, а особенно система отношений, которая в ней существует, как между членами всей семьи, так и между родителями и ребенком. Семья - это важный фактор, персональная среда развития личности ребенка. Если в системе воспитания возникают сложности, противоречия и недостатки, происходит негативное влияние на личностное развитие ребенка, на здоровье психики, эмоциональное благополучие, а также на отношение дошкольника с окружающим его миром, которое четко отражается в его адаптации к детскому саду.
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические психолого-педагогические аспекты детско-родительских отношений и адаптации ребенка к дошкольному учреждению .8
1.1 Проблема детско-родительских отношений в психологии 8
1.2 Особенности адаптации ребенка к дошкольному учреждению 22
1.3 Взаимосвязь детско-родительских отношений на адаптацию ребенка к дошкольному учреждению 32
Выводы по главе 1 36
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и адаптации детей к дошкольному учреждению 38
2.1 Программа эмпирического исследования 38
2.2 Описание методик исследования 40
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 50
2.4 Рекомендации по улучшению адаптации детей к условиям дошкольного учреждения 62
Выводы по главе 2 66
Заключение 68
Список используемой литературы 71
Список используемой литературы
1. Авдеева, Н. Н. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: влияние матери. СДО. 2013. № 2 (34). с. 20–27.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - СПб: Питер, 2011. - 400с.
3. Андрусенко, Н. О. Родительское отношение как фактор вхождения ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение М.: Инфра. 2012. с. 325.
4. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье / А.М. Бардиан. - М.: Педагогика, 1973. - 208 с.
5. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб: Питер, 2008. - 400с.
7. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. - М.: Просвещение, 1997.
8. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. - М.: Просвещение, 1983.
9. Венгер А.Л. Родители просят совета / А.Л. Венгер. - М.: Знание, 1981. - 164 с.
10. Вроно Е.М. Несчастливые дети - трудные родители /Е.М. Вроно. - М.: Семья и школа, 1997. - 128 с.
11. Выготский Л.С., Психология развития человека. - М.: Эксмо, 2004. - 446с.
12. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 272 с.
13. Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Л.Г. Голубева и др. - М.: Академия, 2002. - 191с.
14. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
15. Детско-родительские отношения как условие социальной адаптации ребенка. Тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.07, кандидат психологических наук Ершова, Юлия Сергеевна.
16. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - М.: КСП, 1996. - 124 с.
17. Дубровина И.В. Семья и социализация ребенка.// Мир психологии, 1998, январь-март №1(13).
18. Дубровинская Н. В. и др. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии. - М.: Владос, 2000.
19. Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу. // Народное образование. 2002, № 8, с.99-105.
20. Журавлев Д. Первый раз в первый класс. Готовность к школе. // Народное образование. 2004, № 6, с.201-209.
21. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1986.
22. Захаров А.И. Ребенок идет в детский сад. // Семья и школа. 1989, №6.
23. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание, М.: Проспект, 2009. - 308с.
24. Иванова А. Изучение особенностей воспитания в семьях / А. Иванова // Воспитание школьников. - 2000. - №9. - С. 16-18.
25. Изучение воспитательных возможностей семьи. - У-К, 1986. - 120 с.
26. Калитиевская Е. Р., Ильичева В. И. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии. // Психологический журнал. 1995, № 1, с. 115-121.
27. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.
28. Ковалев С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалёв. - М.: Педагогика, 1987. - 167 с.
29. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 176 с.
30. Кошелева А.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для вузов / Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. - М.: Академия, 2003. - 166с.
31. Краткий психологический словарь. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
32. Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2003.
33. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии / Е.С. Кузьмин. - М., 1977. - 340 с.
34. Куликова Е.С. Семейная педагогика и дошкольное воспитание. - М.: Академия, 2000. - 232с.
35. Культура семейных отношений. Сборник статей. - М.: Знание, 1985.
36. Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения. // Народное образование. 2002, № 1, с. 111-121.
37. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. // Психологический журнал. 2001, №1, с. 16-24
38. Макшанцева Л. В. К проблеме адаптации трехлетних детей к ДОУ. //Вестник МГУ, серия 14, Психология. 2003, № 1.
39. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. // Психологическая наука и образование. 1998,№2,с.39-47.
40. Матейчик З. Родители и дети / З. Матейчик. - М.: Знание, 1992. - 96 с.
41. Махов Ф.С. Кого мы растим? Беседы о материнском и отцовском воспитании / Ф.С. Махов. - М.: Профиздат, 1989. - 144 с.
42. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – 4-е изд. доп. и испр. – Москва: АСТ; Санкт – Петербург : Прайм – Еврознак, 2008. – 868 с.
43. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия / А.Ю. Монахова. - Ярославль: Академия, 2004. - 159 с.
44. Навайтис Г. Семья в психологической консультации / Г. Навайтис. - М., 1999. - 224 с
45. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. -М.: Просвещение, 1999.
46. Общение детей в детском саду и семье. / Под ред. Т.А. Репиной. - М.:Педагогика, 1990.
47. . Основы психологии семьи и семейного консультирования. / Под общ. ред. Н. Н. Посысоева. - М.: Владос, 2004.
48. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание, 1981.
49. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2011. - 184с.
50. Развитие общения у дошкольников и младших школьников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 364 с.
51. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. - СПб.: Речь, 2002.
52. Савинова Е.А. Родители и дети: Психология взаимоотношений, М.: Когито - центр, 2003. - 206с.
53. Семья в психоконсультировании. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.-М.: Педагогика, 1989.
54. Семейное воспитание. Словарь. Ред. - сост. В. В. Кумарин. - М.: Педагогика, 1972.
55. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. Ступени общения: от 1 до 7 лет. - М.: Просвещение, 1992.
56. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительских отношений. // Вопросы психологии, 2000, №3.
57. Социальная адаптация детей в ДДУ. / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской.-М.: Просвещение, 1987.
58. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации.// Дошкольное воспитание, 2006, №3, с.42-49, №4, с.46-52.
59. Целуйко В. М. Психология современной семьи. - М.: Владос, 2004.
60. Целуйко В.М. Родители и дети. Психология взаимоотношений в семье. - М.: Содействие, 2007. - 224с.
Зачисление ребенка в детский сад характеризуется изменением комфортного для него образа жизни, новой окружающей средой и присутствием в группе новых людей на протяжении долгого времени. Как раз в это время у детей изменяются привычки, которые они приобрели на протяжении своей жизни, изменяется характер взаимоотношений с окружающими людьми, происходит уменьшение защитных сил организма и происходит глобальная перестройка функционирования практически всех органов - отмечает Н. Д. Ватутина. Все эти сложные изменения становятся следствием перехода в новую социальную среду, когда у ребенка уже есть свой личный индивидуальный опыт поведения, коммуникации с окружающими, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки [8].
Л. А. Китаев-Смык, Л. В. Макша