Слухи в массовой и межличностной коммуникации
Введение
Актуальность темы исследования. Тема слухов актуальна в коммуникации между личностью и обществом, как прошлом, так и в настоящем. Слухи являются неотъемлемой частью вербальной коммуникации как устной, так и письменной. Каждый человек в наше время обязательно сталкивался со слухами, чаще всего в негативном ключе. Слухи имеют большое влияние, как в массовой коммуникации, так и в межличностной. Особенно часто слухи влияют на имидж и репутацию популярных личностей и брендов. Людям необходимо правильно интерпретировать и принимать слухи по отношению к себе и к другим, ведь часто данный вид коммуникации приводит к негативным последствиям.
Степень разработанности проблемы. Большое внимание к исследуемой сфере слухов как особого вида коммуникации - проявляли многие отечественные и зарубежные ученые: Харари Ю. Н., Игнатюк Н. А., Аксенов В.Б., Беззубцев С. А., Анна Бернс и другие определили ряд идей и концепций, касающихся значимости слухов в прошлом и настоящем времени. Также различные аспекты исследуемой темы рассматриваются в целом ряде работ Юваля Ноя Харари: «Теория сплетен может показаться шуткой, однако многочисленные исследования ее поддерживают. Даже сегодня основную часть нашего общения — переписки по электронной почте, звонков, газетных колонок — составляют сплетни». Автор говорит о том, что развитие языка произошло именно благодаря сплетням и слухам, так как людям хотелось обсудить друг друга.
Содержание
Введение 3
1. Теоритические основы слухов как вида комуникации 5
1.1. Определение и характеристика слухов 5
1.2. Классификация слухов: типы и виды 10
2. Влияние слухов на массовую и межличностную коммуникацию 15
2.1. Роль слухов в СМИ. 15
2.2. Влияние слухов на межличностную коммуникацию 18
Список использованных источников 22
Список использованных источников
1. Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. — М.: Гном-Пресс, 1997.
2. Беззубцев С. А. «Слухи, которые работают на вас». — СПб., Питер, 2003.
3. Бородина С. Н. Прагматический механизм реализации слухов в современном английском, французском и русском медиадискурсе: автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2016. 28 c
4. Катенёва И.Г. Особенности функционирования слухов на страницах качественных и массовых изданий. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-funktsionirovaniya-sluhov-nastranitsah-kachestvennyh-i-massovyh-izdaniy/viewer (дата обращения: 30.04.2021)
5. Качество информации. Инфологемы. Роль слухов в массовой коммуникации. URL: https://lektsii.org/15-15321.html (дата обращения: 30.04.2021)
6. Веллер М. Позволят ли миру вернуться к обычной жизни после пандемии. Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17, 28/04/2021. URL: https://aif.ru/politics/world/mihail_veller_rossiya_prodolzhaet_tonut_ne_im eya_celey_v_budushchem (дата обращения: 30.04.2021)
7. Уголовное наказание за распространение слухов погубит СМИ. URL: https://www.lada.kz/another_news/17047-ugolovnoenakazanie-za-rasprostranenie-sluhov-pogubit-smi.html (дата обращения: 30.04.2021)
8. (Nevo, Nevo, & Derech-Zehavi, 1994)
9. Фостер, 2004, Нево и Нево, 1993, Нево и др., 1994, Тернер и др., 2003
10. Куттлер и др., 2002; Нево и др., 1994; Нево и Нево, 1993; Рысман, 1977)
Согласно взглядам некоторых исследователей, слухи в современном обществе играют роль «глобальной коррекции общественного мнения» [4]. Отмечается общая тенденция массового использования слухов на страницах периодической печати, когда они ставятся на поток в угоду читательскому спросу. Следовательно, их роль в формировании общественного мнения растёт. Стоит учесть, что согласно общепринятой характеристике значимости слухов в массовой коммуникации, увеличение их роли в обществе наглядно показывает усиление напряженности в социуме. «Переключение интереса различных категорий населения от событий светской хроники, касающихся жизни знаменитых людей, к событиям политическим может свидетельствовать о нестабильности политического режима и политической власти. Интерес к экономическим проблемам может быть вызван ухудшением материального положения населения» [5]. Примером подобного использования слухов в СМИ может быть материал газеты «Аргументы и факты», которая, рассуждая на своих страницах о перспективах ношения масок пишет: «Действительно ли прошедший год так сильно повлиял на человечество, что «пандемийная культура» останется с нами навсегда?» И далее, отвечая на этот вопрос, используются не только мнения известных людей, например, Г. Онищенко и М. Веллера, но и предположения, расхожие мнения, которые формулируются, например, таким образом: «Сейчас много говорят о том, какой урон пандемия нанесла мировой экономике, когда оказались разорваны сложившиеся цепочки поставок и пр. А какой урон все эти ограничения нанесли нашим социальным связям – со всеми этими запретами на общение с пожилыми родственниками, друзьями. Кому так сильно понадобилось разрушить институт семьи?» [6]. Выражение «сейчас много говорят», не подкреплённое ссылкой на конкретное лицо, встаёт в разряд слухов, которые должны инициировать читателя рассуждать на предложенную тему в том направлении, в котором предлагает издание. Здесь слухи осуществляют активное воздействие на массы людей, которое проявляется по-разному в зависимости от социального самочувствия населения. Если слухи носят провокационный характер, они могут также вызвать социальную напряжённость в обществе.