Этнополитические аспекты трудовой миграции из стран Центральной Азии
Введение
Актуальность исследуемой темы
Российская Федерация на протяжении многих лет является государством, привлекательным для мигрантов. Ежегодно в Россию прибывает около 10 миллионов иностранных граждан, из них большую долю составляют трудовые мигранты из десятков стран мира, в частности из ближнего зарубежья.
Несмотря на то, что трудовые мигранты фактически являются дополнительной рабочей силой, восполняют демографические проблемы и обеспечивают функционирование трудоинтенсивных отраслей, неконтролируемые миграционные процессы представляют собой проблему государственного масштаба. Основными проявлениями последней в наиболее общем виде являются рост межэтнической напряженности, теневой экономики и нелегальной занятости, появление этнических преступных групп и перевоз наркотических веществ через государственные границы.
Способствовать решению вышеуказанных проблем на практике должна разработанная на правительственном уровне государственная национальная политика и содержащая
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы регулирования трудовой миграции 7
1.1. Характеристика теоретических подходов к проблемам трудовой миграции 7
1.2. Роль трудовой миграции в процессе сокращения культурных расстояний 16
Глава 2. Источники и основные направления миграции на территорию России 22
2.1. Страны исхода и причины значительной по численности трудовой миграции на территорию России 22
2.2. Страны Центральной Азии как основной источник трудовой миграции на территорию России 27
Глава 3. Этнополитические проблемы трудовой миграции из стран Центральной Азии 33
3.1. Этнокультурные и этноконфессиональные особенности трудовых мигрантов из стран Центральной Азии 33
3.2. Проблемы культурной адаптации и интеграции трудовых мигрантов из стран Центральной Азии 39
Глава 4. Управление процессами трудовой миграции в России с учетом их этнокультурной специфики 53
4.1. Институциональная основа управления процессами культурной адаптации и интеграции в России 53
4.2. Совершенствование системы адаптации и интеграции трудовых мигрантов 60
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 68
Список использованных источников и литературы
Источники
1. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ [Электронный ресурс]: Электронная база нормативно-правовой документации «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 01.04.2022).
2. Указ о временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) [Электронный ресурс]: Официальный сайт Президента России – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/65863 (дата обращения: 01.03.2022).
a. Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы" [Электронный ресурс]: Электронная база нормативно-правовой документации «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310139/74e338ae02b148ec31de4bc38f486b8b045d3a1e/ (дата обращения: 25.02.2022).
3. «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2015 г. №168 «О Федеральном агентстве по делам национальностей» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/436760708 (дата обращения: 01.04.2022).
4. Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 №1532 (ред. от 07.04.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой документации «Кодекс» - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420388022 (дата обращения: 15.03.2022).
5. Аналитический обзор ВЦИОМ «Иммиграция в Россию: благо или вред?» [Электронный ресурс]: ВЦИОМ. - 2018. – Режим доступа: https://wciom. ru/index.php?id=236&uid=9487 (дата обращения: 05.03.2022).
6. Аналитический отчет Центра миграционных исследований [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://moscow.iom.int/russian/publications/CARMP/UNW%20pubs/Vozmozhnosti%20i%20problemy%20socialnoj%20integracii%20trudovyh%20migrantov%20iz%20Centralnoj%20Azii%20i%20Rossii.pdf (дата обращения: 01.03.2022).
7. В России почти вдвое сократилось число мигрантов [Электронный ресурс]: Информационный портал «Ведомости» – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/society/news/2020/12/16/851122-rossii-pochti-vdvoe-sokratilos-chislo-migrantov (05.03.2022).
8. Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции [Электронный ресурс]: Сайт ООН – Режим доступа: https://www.ohchr.org/ru/migration/global-compact-safe-orderly-and-regular-migration-gcm (дата обращения: 15.03.2022).
Большую оплату труда имеют мигранты, занятые в промышленности, меньшую – в сфере услуг.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2 - Структура занятости трудовых мигрантов в России по сферам
Наиболее популярными у трудовых мигрантов в России вакансиями являются: «упаковщик», «грузчик», «дворник», «строитель», «курьер» и «официант». Таким образом, иностранная рабочая сила из стран Центральной Азии задействована в низко интеллектуальном труде. Как видно, по рисунку 2 порядка 23% трудовых мигрантов трудятся в строительстве, но десятилетием ранее их было там около 80%. Причиной такого серьезного сокращения стали плохие условия, большое количество посредников, невыплаченные деньги и обман со стороны нанимателей.
Так, постепенно трудовые мигранты стали расширять сферы своей деятельности. Вместе с этим, стоит отметить, что работа мигрантов в транспорте или сфере обслуж