Повышение эффективности управления муниципальной системой образования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Ситуации в различных регионах страны, перед руководителями и организаторами образования возникает ряд общих проблем, определяющих содержание и направленность формируемых управленческих нововведений. Прежде всего, это проблемы, связанные с законосообразным самоопределением субъектов управления и определением содержания их деятельности: разграничение компетенции между региональным и муниципальным уровнями управления, муниципальными органами управления и образовательными учреждениями, уточнение объектов управления функционированием и развитием образовательных систем, освоение новых функций, организационных структур и механизмов управления.Сложность, многоаспектность и взаимозависимость управленческих проблем, определяющих характер практических преобразований муниципального управления образованием требует новых идей и подходов, раскрывающих пути повышения эффективности управления муниципальной системой образования.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
1 Теоретические аспекты управления муниципальной системой образования
1.1 Сущность и структура муниципальной системы образования 8
1.2 Особенности и проблемы управления образованием на муниципальном уровне 17
1.3 Факторы, влияющие на эффективность управления системой образования в муниципалитете 28
2 Анализ и экономическая оценка ситуации в общеобразовательных организациях Свободненского района
2.1 Методика оценки эффективности управления системой образования 36
2.2Оценка эффективности управления учреждениями образования Свободненского района 43
2.3Анализ социально-экономческих показателей деятельности учреждений общего образования Свободненского района 52
2.4 Анализ эффективности муниципальной политики в образовательной сфере Свободненского района 60
3 Основные направления повышения эффективности управления вобразовательной сфере Свободненского района
3.1 Направления повышения эффективности управления системойобразования в Свободненском районе 65
3.2 Повышение уровня информатизации в сфере управления системой образования в Свободненском районе 72
Заключение 77
Список использованных источников 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации - часть I и часть II // СПС «КонсультантПлюс».
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
4. «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
5. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
7. Андрущенко Г. П. Государственно-общественный характер управления образованием / Г.П. Андрущенко // Высшее образование РФ. - 2016.– № 3.– С. 5-8.
8. Артюхов М.В. Муниципальная система образования: проблемы управления. - М.: 2015. – 136 с.
9. Афонин С. Н. Муниципальные образования в иерархии управления социально-экономическим развитием России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 37. С. 200–203.
10. Бондарь В. Управление развитием конкурентоспособности учителя в процессе профессиональной подготовки / В. Бондарь // Образование и управление. – 2016.– № 3-4. – С. 44-52.
11. Бочаров А. С. Управление устойчивым развитием муниципального образования (на примере г. Рязани) // Теория и практика общественного развития. 2016. № 5. С.60–62.
12. Братановский С. Н. Система управления образованием в России и организационно-правовые аспекты её совершенствования: монография / С.Н. Братановский, Д. Н. Ермаченко. - М.: 2016. – 202 с.
13. Бурдуковская Л. Н. Качество образовательных услуг в условиях муниципальной системы образования: проблемы, перспективы / Л.Н. Бурдуковская // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 490-492.
14. Бялкина Т.М. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования. Воронеж, 2016. – 298 с.
15. Векслер Е.М. Менеджмент качества: учебное пособие / Е.М. Векслер. - М.: Профессионал, 2015. - 320 с.
16. Валеева Л.И. Проблемы кадрового обеспечения (на примере Оренбургской области) // Молодой ученый. – 2016. – №20. – С. 280- 284.
17. Волхонская К.В. Муниципальная система образования как объект управления: характеристика, структура / К. В. Волхонская // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 124-126.
18. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством // Вопросы экономики. 2015. № 9. С. 15–27.
19. Гаврилов Н.А. Адхократические организации – инновационный механизм развития образования / Н.А. Гаврилов, В.Р. Имакаев // Вестник дополнительного образования. – 2015. – № 1. – С. 5–13.
20. Головчин М.А. Образование: региональные проблемы качества управления: монография / М.А. Головчин, Г.В. Леонидова, А.А. Шабунова. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. – 197 с.
21. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М.А. Гончаров. – М.: КНОРУС, 2016. – 476 с.
22. Горбань В.А. Управление взаимодействием учебных заведений разного уровня в учебно-воспитательном комплексе / В.А. Горбань // Образование и управление. - 2016 –. № 2-3. – С. 64-69.
23. Горобец Д.В. Менеджмент образовательных инноваций как основа управления развитием педагогического колледжа / Д.В. Горобец // Наука и образование. - 2016.- № 7.- С. 64-67.
24. Грязнова Е.В. Проблемы информатизации управления образованием/ Е.В. Грязнова, Е.А. Вересова, В.В. Михеева // Социодинамика. – 2017.
25. Дружинин В.И. Управление муниципальной системой образования: учебно-методическое пособие, М.: 2014. – 167 с.
26. Егорычев С.А. Организационно-экономическая модель управления устойчивым развитием муниципальных образований // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 1(162). С.63–69.
27. Елчуева Т.Э. Управление устойчивым развитием муниципального образования как социально-экономической системы в условиях реформирования местного самоуправления / Т. Э. Елчуева // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 294-300.
28. Ельникова Г.В. Управление вертикальное и горизонтальное / Г.В. Ельникова // Управление образованием. – 2016 . – № 13-14 . – С. 10-12.
29. Зинина Л.И., Харитонова Ю.С. Формирование системы организационно-экономического обеспечения устойчивого развития территории // Национальные интересы: приоритеты и безопасность,2017. № 4 (349). С.604–614.
30. Калинина Л.А. Автоматизированная система управления ―школа: моделирование и технология использования // Образование и управление. – 2016.– № 1.– С. 61-70.
31. Кондратенко Н.М. Устойчивое социально-экономическое развитие как условие преодоления межрегиональной дифференциации // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 2. С. 87–92.
32. Коробецкий И.А. Управление муниципальной системой образования / И.А. Коробецкий. - М.: 2015. – 265 с.;
33. Коротина К.С. Особенности муниципального управления образованием и его нормативно-правовое регулирование / К. С. Коротина // Вопросы экономики и управления. — 2017. — № 4 (11). — С. 10-12.
30.Костенко Е.П. История менеджмента: Учебное пособие / Е.П. Костенко, Е.В. Михалкина. – Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2015. - 606 с.
31. Кремень В.Г. Философия управления: учебное пособие / В.Г. Кремень, С.М. Пазиничев, А.С. Пономарев. – М.: Знание, 2014. – 360 с.
32. Кульбитова П.Р. Национальная доктрина развития образования / П.Р. Кульбитова // Образование. – 2016. – №26. – С. 28-36.
33. Кухнеев А.Л. Относительно специфики преподавания менеджмент-дисциплин / А.Л. Кухнеев // Новая педагогическая мысль. – 2016. – № 3. – С. 28-31.
34.Кувшинов М. А. Понятие управления устойчивым развитием социально-экономической системы муниципального образования // Молодой ученый. 2016. № 7. Т. 1. С. 86–91.
35.Кутафин O.E., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2017.
36. Лунев А.Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. 3. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. — 2017. — № 02 (февраль).
37.Мальцева Т.И. Система управления персоналом образовательного учреждения //Пермь: Меркурий, 2015. – С. 43–44.
38.Маркин В.А. Кадровое обеспечение предприятия: практика, проблемы и пути их решения // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 909– 912.
39. Медведева Н.В. Инновационный подход к управлению системой образования / Н. В. Медведева // Материалы Ивановских чтений. — 2016. — № 2. — С. 96–100.
40.Никоноров В.М., Шагова Н.Ю. Подходы к оценке эффективности муниципального управления // Научно-исследовательский журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edrj.ru/article/17-07-19
41. Пчельников Р.И., Змановский Г.Р. Устойчивое развитие муниципальных образований // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. № 10. С. 159–160.
42.Речкин Д.Н. Российская модель управления: социокультурные факторы формирования и специфика. Монография. — Волгодонск: ВПО, 2016. — 176 с.
43.Середина О.А. Особенности управления образовательной системой муниципального образования/ О.А. Середина. Особенности управления образовательной системой муниципального образования//Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова.- 2016- С.148–159.
44. Скоробогатова Ю.А. Об определении понятия «образовательная услуга»/ Ю.А. Скоробогатова// Известия Иркутской государственной экономической академии.-2016.-№ 5. — С.254–257.
45.Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. — СПб.: Лидер, 2015. — 493 с.
46.Царев Ю.Н., Братановский С.Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности. / С.Н. Братановский. - Волгоград: 2014. – 173 с.
47.Юмаев Е.А. Роль муниципальных образований в управлении социально-экономическим развитием Российской Федерации / Е. А. Юмаев// Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 880-883.
48.Годовой отчет об исполнении бюджета на 2018-2019 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://obrotdel.svobregion.ru/index.php/deyatelnost/ byudzhetnyj-uchet-kontrol-i-otchetnost (дата обращения 21.11.2020г.)
49.Отдел по управлению образованием администрацииСвободненского района [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://obrotdel.svobregion.ru/ (дата обращения 26.11.2020г.)
50.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режимдоступа:http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/#
51. Энциклопедический словарь экономики и права [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.terminy.info/economics/encyclopedic-dictionary-of-economics-and-law/faktor
Поиски разрешения противоречий как в теоретическом, так и в практическом планах ведут к необходимости рассмотреть проблему повышения эффективности управления муниципального образования, опираясь на методологию системного подхода и структурно-функциональный анализ как принцип исследования социальных явлений и процессов.
Фактор – это движущая сила экономических, производственных процессов, оказывающая влияние на результат производственной, экономической деятельности[51].
Управление муниципальной образовательной системой – это целенаправленный и организованный процесс, основанный на взаимодействии всех субъектов, состоящий в неразрывности прямого и обратного воздействия со средой и направленный на формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения, превращающий образование в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечивать развитие и воспи