Психолого-педагогические условия формирования индивидуальной готовности старшего дошкольника к обучению в школе

Выпускная квалификационная работа, цель которой заключается в исследовании эффективности психологических условий формирования личностного готовности старшего дошкольника к школьной подготовке. В ходе исследования автор рассматривает сущность и особенности личностной готовности дошкольников к школе; изучает психологическую характеристику детей старшего дошкольного возраста; проводит исследование продуктивности психолого – педагогических критерий формирования личной готовности старших дошкольников к школьному обучению.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
26.10.2022
Объем файла
155 Кб
Количество страниц
66
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

Актуальность исследования. Необходимое условие эффективности развития личности ребёнка – непрерывная, последовательная воспитательная и образовательная деятельность. Механизм обеспечения этой непрерывности заключается в организации непрерывности всех звеньев образования, особенно в области образования.
Преемственность на этом этапе понимается как целостный процесс, который направлен на перспективное развитие личности ребёнка с учетом его прошлого опыта и накопленных знаний, обеспечивающих полноценное развитие личности ребёнка Ребенок его физиологические и психологические благополучия в переходном периоде от детского воспитания до воспитания и обучения начальной школы.
Преемственность на этом этапе понимается как целостный процесс, направленный на дальнейшее развитие личности ребенка с учетом прошлого опыта и накопленных знаний ребенка и обеспечивающий полное развитие личности ребенка.

Содержание
Введение……………………………………………………………………..…...3
Глава 1. Методология исследования психологических условий подготовки старших дошкольников к школе…………..….………………………….……...7
1.1. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..…..7
1.2. Сущность и особенности личностной готовности дошкольников к школе……………………………………………………………………………..15
1.3. Определение и описание психологических условий для формирования личностного потенциала дошкольников в школьном образовании …………24
Выводы по главе 1……………………………………………………………...39
Глава 2. Экспериментальная оценка эффективности психологических условий подготовки старших детей к школьной подготовке………………..40
2.1. Организация и методы исследования……………………………….……..40
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..54
Выводы по 2 главе……………………………………………………….…..…64
Заключение……………………………………………………………….…..…66
Список  литературы…………………………………………………….….…..68
Приложения…………………………………………………………….…..…...74

 

Список  литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2010. - 672 с.

2. Алферов А.Д. Психология развития школьников / А.Д. Алшеров. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 384 с. 

3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с. 

4. Андреева Г.М. Социальная психология / Андреева Г.М. - М.: МГУ, 2002. – 456 с.

5. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. – 335 с.

6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. 

7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

8. Вишневецкая Т.Ю., Макарова А.Ю., Молоткова Т.Н. Изучение факторов риска развития отклонений в состоянии здоровья детей 6-летнего возраста, посещающих детские образовательные учреждения г.Люберцы Московской области / Т.Ю. Вишневецкая, А.Ю. Макарова, Т.П. Молоткова // Здоровье населения и среда обитания: Информ. бюллетень. - 2010. - № 1. - С.4–7. 

9. Войнов В.Б. Представления о зрелости ребенка в аспекте оценки уровня его здоровья / В.Б. Войной // Начальная школа До и После. - 2012. - № 2. - С. 12–14. 

10. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2009. – 288 с. 

11. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

12. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца; предисл. О.М. Дьяченко. – 2-е изд. – М.: Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. – 144 с.

13. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выгодский. – М.: Смысл, 2011. – 224 с. 

14. Выгодский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выгодский. – М.: Астрель, 2008. – 672 с. 

15. Выгодский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – 2-е изд. – М.: МПСИ, 2010. – С. 51–67. 

16. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – 3-е изд. / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова.  – М.: Академический проект, 2010. – 256 с. 

17. Горянина В.А. Психология общения / В.А. Горянина. -  М.: Академия, 2002. – 321с.

18. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности / Е.А. Груденко. // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. 23 октября 2010 г.  

19. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 5-е изд. / Н.И. Гуткина.  – СПб.: Питер, 2011. – 208 с.

20. Детская психология: Учеб. Пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.: под. Ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько - Мн.: Университетское, 1988. – 399 с. 

21. Журова Л.Е., Кочурова Е.Э, Кузнецова М.И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе / Л.Е. Журова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова // Справочник руководителей и учителей начальной школы. - Тула: Родничок, 2005. - 832 с. 

22. Зауш-Годрон Ш. Социальное развитие ребенка / Ш. Зауш_Годрон. - СПб.: Питер, 2004. – 123 с.

23. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Дошкольное воспитание и развитие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 123 с.

24. Зимняя  И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2008. - 384 с.

25. Ильина Г.В. Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников и младших школьников / Г.В. Ильина // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 10. - С. 197–203. 

26. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5 – 7 лет / Л.М. Козырева. - М.: Академия Развития, 2011. - 120 с. 

27. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. / О.Б. Конева. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. - 32 с. 

28. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – 3-е изд. / Е.Е. Кравцова. - СПб.: Речь, 2010. - 152 с. 

29. Кривых С.В., Урбанская М.В. Готовность к школе: теоретический анализ понятия / С.В. Кривых, М.В. Урбанская // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. - 2010. - № 2. - С. 75-86. 

30. Куинджи Н.Н. Функциональная готовность ребенка к школе: ретроспектива и актуальность / Н.Н. Куинджи // Вестник Российской академии медицинских наук. - 2009. - № 5. - C. 33–36. 

31. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев.  - М.: Смысл, 2009. - 426 с. 

32. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с. 

33. Люблинская А.А. Детская психология. Уч. пособие для студентов пед ин-тов. / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. – 376с.

34. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - 2-е изд. / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Академия, 2008. – 192 с. 

35. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. -  М.: Гардарики, 2006. - 216 с.

36. Мухаметзянова Г.В. Вопросы общей и профессиональной педагогики: Избранные педагогические труды: В 3-х т. Т.2 / Г. В. Мухаметзянова. – Казань: Магариф, 2005. – 447 с.

37. Мухаметзянова Г.В. Приоритеты воспитания в профессиональной школе // Г.В.Мухаметзянова. Казань: Казанский педагогический журнал. -2000. - № 2. – С.8-14

38. Нижегородцева Н.В. Проблема готовности к обучению в культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского / Н.В. Нижегородцева // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 1. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 258–262.

39. Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению. – 2-е изд. / Н.В. Нижегородцева. - Ярославль: Аверс Пресс, 2012. - 90 с. 

40. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева. - М.: Владос, 2001. - 256 с. 

41. Обухова Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 178 с.

42. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Академия, 2009. – 184 с. 

43. Развитие младших школьников в различных образовательных системах / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Логос, 2011. – 232 с. 

44. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.И. Фельдштейна, М.М. Безруких. – М.: МПСИ, 2009. – 432 с. 

45. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – 2-е изд. / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 464 с. 

46. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005. - 373 с.

47. Сердюкова Е.Ф. Психолого-педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе как необходимый этап организации образовательного процесса в подготовительной группе ДОУ / Е.Ф. Сердюкова // Вестник Академии наук Чеченской Республики. - 2009. - № 1. - С. 173–178.

48. Славина Л.С. Трудные дети: Авторский сборник / Ред. В.Э. Чудновский. – М.: МПСИ, 2002. – 432 с.

49. Смирнова Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова. - М.: Школа-Пресс, 2004 – 178 с.

50. Солдатов Д.В. Динамика мотивов у детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Солдатов // Психолог в детском саду. - 2001. - № 3–4. - С. 30–34. 

51. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебн. пособие. / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 375с.

52. Стожарова М.Ю. Предшкольное образование. Модели и реальность. / М. Стожарова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 224 с. 

53. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. -  М.: Академия, 2008. – 192 с.

54. Теппер Е.А., Грицкевич Н.Ю. Возраст ребенка и готовность к началу систематического школьного обучения / Е.А. Теппер, Н. Грицкевич  // Сибирское медицинское обозрение. - 2011. - Т. 67. № 1. - С. 12–16. 

55. Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема / М.Н. Терещенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2009. - № 9. - С. 58–61. 

56. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.

57. Чуганова К.Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе / К.Е. Чуганова. – М.: Изд-во Московской открытой социальной академии, 2011. – 60 с.

58. Шванцара Й. Диагностика психического развития / Й. Шванцара. – Прага: Авиценум, 1978. – 388 с.

59. Шульга Т.И. Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению школьников / Т.И. Шульга // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - 2012. - № 1. - С. 60–66. 

60. Эльконин Д.Б. Психология игры. - 3-е изд. / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2010. - 360 с. 

В-третьих, современная школа в большей степени ориентирована на развитие у детей поисковой самостоятельности и активности, универсальных учебных действий, что уже детерминировано новыми Федеральными государственными образовательными стандартами, в не только новым законом «Об образовании в Российской Федерации»;
И, наконец, современная школа в большей степени ориентирована на воспитание и развитие такого члена общества, который бы полностью соответствовал актуальным тенденциям развития общества и тем характеристикам, которые предъявляет общество своим членам.
Огромное внимание в современной школе уделяется качеству образования, для оценки которого были внедрены ЕГЭ и ГИА, электронные журналы для родителей, усиливается техническое оснащение школ.