Влияние социально - психологической профилактики, в виде целенаправленных коррекционно-развивающих занятий, на агрессивное поведение подростков

Выпускная квалификационная работа, в которой были рассмотрены теоретические аспекты агрессивности подростков, проявление данного поведения по возрастам, проанализированы сущностные характеристики и причины проявления данного поведения подростков, а также рассмотрена проблема психолого-педагогической коррекции агрессивности подростков. В работе подготовлен план работы по профилактике и коррекции агрессивности подростков, и проанализированы результаты, полученные опытно-практическим путем в результате работы по психолого-педагогической коррекции агрессивности подростков.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
26.10.2022
Объем файла
691 Кб
Количество страниц
75
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в настоящее время проблема агрессивности подростков приобрела высокую социальную значимость и научную актуальность в российском сообществе. Процессы либерализации общественного сознания, индивидуализации личности и ослабления групповых связей способствовали росту агрессивного поведения в современном обществе.
Проблема выраженной агрессии у подростков рассматривается в современной психологии, социологии, подростковой педагогике, политологии и многих других науках. А также это становится особенно актуально в последнее время, так как в связи с потерями базовых ценностей интерес к проблеме агрессивного поведения подростков значительно возрос. Данная проблема, связанная с подростковой агрессивностью, просматриваются во многих психологических исследованиях.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования социально-психологических условий профилактики агрессивности подростков.
1.1 Формы и понятие агрессивности подростков
1.2 Особенности проявления агрессивности у подростков
1.3 Психолого-педагогическая профилактика и коррекция агрессивности подростков
Глава 2. Экспериментальное исследование социально-психологических условий профилактики агрессивности подростков
2.1Замысел исследования и методы исследования
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента
Глава 3. Разработка и внедрение коррекционно-развивающей программы социально-психологической профилактики агрессивности подростков.
3.1 Коррекционно-развивающая программа социально-психологической профилактики агрессивности подростков
3.2. Результаты внедрения программы.
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Список использованных источников

1.Авдулова, Т. П. Агрессивность в подростковом возрасте : практ. пособие /Т. П. Авдулова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт,2019.  126 с. — (Серия : Профессиональная практика).
2.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2018.   Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2018.
3. Бахирева, Г. В. Причинный комплекс агрессивного поведения
несовершеннолетних [Текст] : учебное пособие / Г. В. Бахирева. – Воронеж: Современные проблемы науки и образования, 2018. 188 с
4. Буркова В.Н. Агрессия и примирение как факторы повышения социального статуса среди одноклассников // Вопросы психологии. – 2019. – № 5.  С. 26-41.
5. Возрастные и гендерные аспекты агрессии у детей и подростков / А.В. Свинцова, О.Ф. Панкова, О.М. Атмашкина // Психическое здоровье детей страны — будущее здоровьенации : сб. материалов Всерос. конф. по детской психиатрии и наркологии (Ярославль, 4-6 октября 2016 г.) / под ред. Е.В. Макушкина. — Москва : ФГБУ«ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2016.  С. 340-341.
6. Воробьева К.А. Влияние внутрисемейных особенностей на формирование агрессивных установок личности у подростков из полных и неполных семей, 2019, №2, с. 117-123
7. Гун Г.Е. Профилактика агрессии, насилия и жестокости в подростковой среде / Г.Е. Гун, А.А. Коваленко // Роль социальных институтов в профилактике вредных привычек : материалы науч.-практ. конф. – Санкт-Петербург, 2019.  С. 26-34
8.Дмитриев А.А.., Особенности проявления агрессивности у подростков и возможности ее профилактики. 2021-т.3, №7, с.243-249
9. Дроздов, А. Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации [Текст]/ А.Ю. Дроздов // Социс: Социологическое исследование. 2018. – №4. С. 95–98.
10. Дубровина  Л.А. Организация коллективной творческой деятельности как профилактики агрессивного поведения в подростковом возрасте/ Л.А. Дубровина, И.Ф. Мартынова//Наука и инновациив XXIвеке: актуальные вопросы,открытия и достижения: сб. ст. XII междунар. Науч. –практ.конф.- Пенза, 2019. С.262-264.
11. Жеуров И.А. Профилактика агрессии и насилия в подростковой среде / И.А. Жеуров, Н.Н. Жеурова, Т.В. Звягина // Агрессия и насилие как явления современного общества : сб. науч. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. – Курск, 2018. С. 88-92
12. Книга Митча Р. Абблетт «Как снизить агрессию подростка и наладить с ним отношения» 2018.  200с.
13. Литвишков, В. М. Работа психологов с подростками, проявляющими деструктивно-агрессивное поведение в воспитательной колонии [Текст] / В. Литвишков // Образование и наука в России и за рубежом. – 2018. – 206 с.
14. Лобачева Л.П. Подростковая агрессия: понятие, причины и методы профилактики // Образование и наука в России и за рубежом. – 2018. – № 10 (45).  С. 175-179
15. Лоренц, К. Агрессия, или так называемое зло [Текст] / К. Лоренц. – Москва : АСТ. – 2018. 416 с.
16. Мельникова, М. Л. Когнитивная составляющая агрессивного
поведения подростков [Текст] / М. Л. Мельникова // Образование и наука. –
Известия УрО РАО, 2018 – 64 с.
17. Минеева С.Г. Психологические особенности агрессивного поведения подростков с разным статусным поведением в группе / С.Г. Минеева, Т.В. Мерзликина, М.П. Манаенкова // Наука и Образование : электрон. науч. журн. – 2021. – Т. 4, № 1. – 
18. Можгинский Ю. "Агрессия детей и подростков. Клинические особенности и принципы терапии" 2019г   
19. Молоткова Е.А. Социально-педагогическая профилактика агрессии в подростковой среде в условиях общеобразовательной школы // Научное сообщество студентов XXI столетия: гуманитарные науки : сб. ст. по материалам LXXXII студ. междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2019. – С. 30-34.
20. Моросанова В.И. «Осознанная саморегуляция в управлении агрессией» 2018. С. 115
21. Особенности проявления агрессивности у подростков и возможности ее профилактики / А.А. Дмитриев, С.А. Дмитриева, С.С. Бетанова, Н.Ю. Верхотурова // Обзор педагогических исследований. – 2021. – Т. 3, № 7. – С. 243-249. 18. Кадыржанова Ж.Е. Условия и факторы возникновения агрессивного поведения в подростковом возрасте / Ж.Е. Кадыржанова // Вестник ВЭГУ, №1, 2010. С. 99-103.
22. Петрановская, Л. В. Если с ребенком трудно [Текст] : психология и воспитание / Людмила Петрановская; худ. Андрей Селиванов. – Москва : Издательство АСТ, 2018. – 142 с.
23. Подходы к профилактике агрессивного поведения детей
и подростков в образовательной среде. Сборник научных статей / Под ред. Вагнер И.В. – М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2020 – 217 с. 
24. Потапова М., Дегтярева С.
Лекарство от злости: Методическая разработка занятия [Электронный ресурс].-//Школьный психолог.-2019.-№ 3-4.-с.23-27
25. Рубин А.Д. Истоки развития и возможности профилактики агрессии, насилия и жестокости в подростковой среде / А.Д. Рубин, Г.Е. Гун // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. – 2020. – № 3. – С. 39-43.
26. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах, 2019 672 с. 
27. Романко О.А. Особенности формирования агрессивности в подростковом возрасте / О.А. Романко // Психология обучения, №9, 2018 С. 53-63.
28. Секретева А.Е. Профессиональная компетентность педагога в профилактике агрессии в подростковой среде / А.Е. Секретева, Е.В. Конькина // Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития : материалы междунар. науч.-исслед.. конф. молодых ученых, аспирантов, студентов и старшеклассников. – Уфа, 2017. – Ч. 2. – С. 255-258. 
29. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2018. 93 с. 
30. Смирнов И.П. Психология взросления / И.П. Смирнов // Профессиональное образование. Столица, №10, 2019. С. 44-47.
31. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2019. 541 с. 
32. Сторожук С.И. Основы психолого-педагогической коррекции агрессивных подростков / С.И. Сторожук // Преподаватель XXI век, №1, 2020С. 173 - 177.
33. Субботина Н.Д. Естественные и социальные предпосылки человеческой агрессии / Н.Д. Субботина // Гуманитарный вектор, №2, 2018 С. 14-24.
34. Улс, Ялда Т. Добавьте в друзья своих детей. Путеводитель по воспитанию в цифровую эпоху [Текст] : психология и воспитание с любовью и пониманием / Ялда Т. Улс ; [пер. с англ. А. Нурматова]. – Москва : Эскмо, 2019. – 240 с.
35. Управление гневом, как не выходить из-себя, спокойно реагировать на все и справиться с самой разрушительной эоцией, Эллис А.,Тафрейт Р.Ч., 2021.
36. Фетисова А.С. Вербальная агрессия у девочек подросткового возраста и ее профилактика // Научные исследования и разработки студентов : сб. материалов VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары, 2019. – С. 32-35. – Электрон. версия доступна на сайте Центра науч. 
37. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М., 1918.
38. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности // Д.И. Фельдштейн. Избранные труды: В 2 т. / Д.И. Фельдштейн. - Т. 1. - М.: МПСИ, 2019 656 с. 
37. Фомиченко А.С. Социально-психологические причины проявления подростковой агрессии // Интернет-журнал «Мир науки» 2018, Интернет-журнал «Мир науки» 
38. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие. Часть 3 / К. Фопель. - М.: Генезис, 2019. 160 с. 
39. Фортова Л.К. Причины агрессии в подростковом возрасте / Л.К. Фортова, А.Н. Баринова // Вестник Владимирского юридического института, №3, 2018. С. 217-218.
40. Холод, Н. И. Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей [Текст] / Н. И. Холод // Ярославский педагогический вестник. – Ярославль, 2018. – 46 с.
41. Цыренов В.Ц. Агрессивное поведение молодежи как социально-педагогическая проблема / В.Ц. Цыренов // Вестник Бурятского государственного университета, №1, 2020. С. 49-53.
42. Черкесова Д.У. Проявление агрессивных форм поведения у трудных подростков / Д.У. Черкесова, Д.Р. Гаджибаева // Вестник Дагестанского государственного университета, №3, 2018. С. 93 - 97.
43. Чижова И.Н. Рефлексивность и агрессивное поведение просоциальных и делинквентных подростков / И.Н. Чижова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, №2, 2019. С. 139-145.
44. Шабалин О.М. Агрессивность как фактор риска правонарушающего поведения подростков / О.М. Шабалина // Психопедагогика в правоохранительных органах, №1, 2018. С. 41-42.
45. Шабалин О.М. Агрессивность как комплексная характеристика индивидуальности / О.М. Шабалин // Психопедагогика в правоохранительных органах, №2, 2018. С. 33-35.
46. Шакирова Д.М. Агрессивность учеников в современной школе: социологический аспект // Казанский педагогический журнал. – 2019. – № 2 (133). – С. 193-198. 
47. Шалыгин В.В. «Агрессия. Кн. 4»2019
48. Шестакова Е.Г. Агрессивное поведение и агрессивность личности / Е.Г. Шестакова, Л.Я. Дорфман // Образование и наука, №7, 2019. С. 51 - 66.
49. Шестакова Е.Г.Личностные предпосылки агрессии / Е.Г. Шестакова, Л.Я. Дорфман // Мир психологии, №1, 2019. С. 211 - 225.
50. Шуралёва, Е. В. Педагогическая профилактика агрессивного поведения подростков [Текст] / Е. В. Шуралёва // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2019. – 82 с.

Целью данной программы является помощь детям в преодолении неуверенности, страха, помочь им открыться и открыть в себе сильные стороны, сформировать чувство собственного достоинства, выявить пути наиболее успешного и полной реализации себя в поведении и деятельности, помочь утвердить свои права и собственную ценность. Программу профилактики асоциального поведения с основами правовых знаний [23, c. 203].
Главная цель данной программы это повысить ответственность за свое поведение, развитие самосознания, нести ответственность за свои поступки. Программа помогает представить сущность данного конфликта, и найти способы их преодоления, знакомит с нормами в отношении ответственности за причинение морального и физического ущерба, за групповые правонарушения, затрагивает вопросы ответственности за хранение и распространение психоактивных веществ, знакомит с основными законами РФ.