Формирование морально-нравственных представлений у младших школьников с задержкой психического развития
Введение
Актуальность темы исследования. Переориентация ряда жизненных ценностей, диктуемая современными условиями, создает новые социальные установки и требования к личности. Как следствие – меняются и характеристики личностно-интеллектуального развития. При сохранении общих закономерностей, механизмов сознания и мышления, современные дети по многим психологическим и психосоциальным характеристика своего развития отличаются от своих сверстников XX века. Изучение специфики самого морального интеллекта связано с анализом и учетом механизмов развития, как сферы самосознания личности, так и сферы мышления.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) как категория детского дизонтогенеза характеризуются такими признаками полиморфной клинико-психологической симптоматики, как незрелость относительно сложных форм поведения в деятельности, расстройства различных аспектов эмоционально-волевой сферы, нарушение работоспособности, общая пониженная обучаемость.
Содержание
Введение
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме морально-нравственного развития личности детей
1.1 Исследования морально-нравственного развития личности в возрастной и педагогической психологии
1.2 Развитие морально-нравственных качеств у нормально-развивающихся младших школьников
1.3 Особенности морально-нравственных качеств личности детей с задержкой психического развития
Глава 2. Экспериментальное исследование морально-нравственных представлений у младших школьников с задержкой психического развития
2.1 Цель, задачи, методы и организация экспериментального исследования
2.2. Анализ результатов исследования морально-нравственных представлений у младших школьников с задержкой психического развития
Глава 3. Разработка комплекса уроков по формированию морально-нравственных качеств младших школьников с задержкой психического развития
3.1 Содержание и методика обучающего эксперимента
3.2 Анализ и обобщение результатов
Заключение
Список литературы
Приложение
Список литературы
1. Акуленко Г.И. Сущность и моральная оценка поступка. – М.: Владос, 2010. – 197с.
2. Антилогова, Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности [Текст] : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Л.Н. Антилогова. - Новосибирск, 1999. – 19 с.
3. Белопольская Н.Л., Клейменова Н.П. Исследование зоны ближайшего эмоционального развития у детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 2011. -№ 2. - С. 36-43.
4. Богданова О.С. Беседы о нравственном воспитании. - М.: Просвещение, 1999.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика-Пресс, 2001. – 352с.
6. Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура [Текст] / Б.С. Братусь. - М.: Роспедагенство, 1994. – 61 с.
7. Буре Р.С. Дошкольник и труд. – М.: Наука, 2015. – 324 с.
8. Винник М.О. Задержка психического развития у детей : методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 154 с.
9. Винникова Е.А., Слепович Е.С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1999. - № 1. - С. 18-24.
10. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 160 с.
11. Выдренкова, А. А. Формирование морально-нравственных качеств младших школьников [Текст] / А.А. Выдренкова. - Тольятти, 2016. - 176 с.
12. Гаврилычева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности [Текст] / Г.Ф. Гаврилычева. – М.: Начальная школа, 2015. - 13 с.
13. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособ. / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 512 с.
14. Геник, Е. А. Нравственные представления дошкольников ОУ с религиозно-этническим компонентом [Текст] / Е. А. Геник, Журнал Вестник Самарской гуманитарной академии, 2009. - 48
15. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003. - 77 с.
16. Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / И.Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2002. –176 с.
17. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984. – 256с.
18. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность [Текст] / Б.И Додонов. - М.: Политиздат, 1978. – 272с.
19. Дробницкий, О.Г. Моральное сознание и его структура [Текст] / О.Г. Дробницкий // Вопросы психологии. - 1977. - №2. - С.31-42.
20. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: учеб. для студ. учредж. средн. проф. образования / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Академия, 2018. – 496 с.
21. Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития : методическое пособие / З. М. Дунаева ; Ин-т коррекционной педагогики РАО. - Москва : Советский спорт, 2006. - 144 с.
22. Евтушенко, Е. А. Формирование нравственных представлений и понятий у младших школьников в конкретной жизненной ситуации, в том числе и через использование игры [Текст] / Е.А. Евтушенко. – М.: Просвещение, 2000. - 87 с.
23. Ермолаева, М.В. Психология развития [Текст] / М.В. Ермолаева. – М.: МПСУ, 2016. – 376 с.
24. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 512с.
25. Ильичева, И.М. Психология духовности [Текст] : автореф. дис... канд.психол. наук / И.М. Ильичева. - СПб., 2003. - 20с.
26. Казанцева, В. А. Методы и приемы работы с детской книгой по формированию нравственных представлений у младших школьников [Текст] / Казанцева В.А. Новая наука: Теоретический и практический взгляд, 2017. - С. 60–63.
27. Калиева, Г.И. Самопознание [Текст]: учебник для 11 класса / Г.И. Калиева [и д.р.] – Алматы: Бобек, 2015. – 228 с.
28. Калюжный, А. А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников [Текст] / А.А. Калюжный. – М.: Просвещение, 1998. - 18.
29. Колдунов, Я. И. Нравственное воспитание личности школьника [Текст] / Под ред. Я. И. Колдунова.- Калуга, 1997.
30. Кон, И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 225с.
31. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2016. – 940 с.
32. Кузина А.С. Развитие нравственной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». 15 февраля –31 марта 2013 года // Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/127/2658.
33. Курганова, Е.А. Особенности ориентации на моральные и конвенциональные нормы в младшем школьном возрасте [Текст] / Е.А. Курганова. - М.: 2005. - 194 с.
34. Кякинен Э.И. Нравственные ориентации младших школьников с задержкой психического развития. –М.: КАРО, 2008 –288с.
35. Лазурский, А.Ф. Классификация личностей. Психология индивидуальных различий [Текст] / А.Ф. Лазурский //Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - С. 472-492.
36. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей [Текст] / А.С. Макаренко, Соч. В 7-ми т. – М.: Просвещение, 1979. – 76 с.
37. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М.: Компенс-центр , 1993. – 198с.
38. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности [Текст] / И.С. Марьенко - М.: Педагогика, 1985.
39. Наконешнюк, Н. В. Комплект диагностических методик по оценке морально-нравственного развития младших школьников сельской школы [Текст] / Н. В Наконешнюк. – Прокопьевский район, 2015. – 101 с.
40. Неймарк, М.С. К вопросу об экспериментальном исследовании направленности личности [Текст] / М.С. Неймарк // Вопросы психологии. - 1973. - № 1. - С. 4.
41. Никеева, М. М. Формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок [Текст] / М.М. Никеева - Йошкар-Ола, 2006. - 167 с.
42. Носко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учеб. пособ. для студ. психологических факультетов / И.В. Носко. – Владивосток: ДВГУ, 2013. – 125с.
43. Першина, Л.А. Возрастная психология [Электронный ресурс]: учеб. пособ. для вузов / Л.А. Першина. – М.: Альма Матер, 2015. – 256 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36749 (дата обращения: 28. 01. 2022).
44. Подосичная, А. В. Формирование нравственных качеств учащихся в образовательном учреждении / А. В. Подосичная. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 7-10.
45. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / А.А. Реан, Ж.К. Дандарова, В.А. Аверин. – М.: АСТ, 2015. – 656 с.
46. Семенова Л.Э., Шашкина Н.П. Гендерная специфика некоторых аспектов морального развития старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. – 2015 - № 5. - С. 37-49.
47. Скоробогатова Н.В. Проблемы инклюзивного образования на современном этапе становления системы специального образования // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2015. - № 2. - С. 178 - 184.
48. Сухова Е.И., Карпова С.И. Этапы становления отечественного инклюзивного образования дошкольников // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2017. - № 3. - С. 9 - 19.
49. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М.: Концептуал, 2018. – 320 с.
50. Хилько, М.Е. Возрастная психология [Текст] / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 194 с.
51. Чугунова В.В., Кисова В.В. К вопросу о развитии нравственного поведения дошкольников с задержкой психического развития // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 1. – С. 74-83.
52. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 284 с.
С момента поступления ребенка в школу учебная деятельность начинает опосредовать всю систему его взаимоотношений. С точки зрения советского психолога Д.Б. Эльконина: «Роль учебной деятельности приоритетна потому, что через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом и в них осуществляется формирование основных качеств личности ребенка младшего школьного возраста, а также отдельных психических процессов» [цит. по 54, с. 184].
Духовно-нравственная сфера личности рассматривается как системное интегративное образование, выступающего в единстве ее познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов. Психологическое здоровье младшего школьника – это состояние внутреннего благополучия в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах личности, проявляемых в учебной деятельности. В младшем школьном возрасте кардин