Воздействие плавания на показатели физического развития у детей среднего школьного возраста с нарушением слухового анализатора
ВЕДЕНИЕ.
Актуальность. В настоящее время в России число детей с умственными и физическими ограничениями постоянно возрастает. Этому способствует ряд неблагоприятных социальных, экономических, экологических и других факторов. Проблема реабилитации таких детей, в том числе и средствами физического воспитания, достаточно актуальна. Для детей с ограничениями, физическое воспитание – не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и мощный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций. Характер нарушения функций организма при различных формах инвалидности или отклонений в развитии обуславливает соответствующие изменения в процессах адаптации к окружающей среде, снижая их уровень. Что касается двигательной функции: нарушение слуха, в целом, не ограничивает возможности физического развития детей, но требует применения особой методики и многих специальных физических упражнений.
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Литературный обзор 6
1.1. Особенности физического развития детей
с нарушением слухового анализатора 6
1.2. Закономерности психического развития детей
с нарушениями слуха 9
1.3. Организация учебного процесса детей
с нарушением слухового аппарата 15
1.4. Плавание в системе адаптации детей
с ограниченными возможностями 26
Глава 2. Педагогическое исследование 39
2.1. Задачи, методы, организация
и проведение исследования 39
2.2. Организация и проведение исследования 43
2.3. Анализ результатов педагогического исследования 44
ВЫВОД 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Андреева Л. В., Волкова К. А., Григорьева Т. А., и др. Сурдопедагогика: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. /; Под ред. М. И. Никитиной – М.: Просвещение 1984 – 384 с
2. Атаев З.М., Крупина Т.Н., Воронина С.Г., Богомолов В.В. Восстановительное лечение постгиподинамических состояний: Метод. реком. М., 1977. - 33 с.
3. Бабекова Л. И., Боброва Л. И. Особенности координации движений у учащихся с дефектами развития: глухих, умственно отсталых, и с церебральным параличом. / Дефектология – 1983
4. Байкина Н. Г., Сермеев Б. В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих. – М.: Советский спорт, 1991. – 64 с.
5. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.
6. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М., 1963
7. Боскис Р. М Учителю о детях с нарушением слуха. – 2-е изд., испр. – М., 1988
8. Булгакова Н. Ж., Морозов С. Н., Попов О. И. и др. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание. Учебное пособие для студентов высших заведений, 2005. – 432 с.
9. Булгакова Н.Ж. Плавание / М: Физкультура и спорт 1984
10. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. – М.: Филантроп, 1995.
11. Васильев В.С. Обучение детей плаванию / М: Физкультура и спорт 1989
12. Дьячков А.И. Системы обучения глухих детей. – М.: Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1981.
13. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Солодков А.С., Морозова О.В. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебн. пос. под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова. - Спб: СПбГАФК, 1996. - 95 с.
14. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи /Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов. СПб, 1996.
15. Зайцева Г. Л. Дидактолология. Жестовая речь: Учебное пособие для студентов дефект. фак. пед. нс-тов. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
16. Комаров К. В. Особенности Обучения слабослышащих учащихся. – М., 1972
17. Лисовский В. А., Евсеев С. П. и др. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов: Учебное пособие под ред. проф. С. П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2001.
18. Литош Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. – М., 2002
19. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности психического развития аномальных детей //Дефектология. – 1971. - № 4
20. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М., 1991.
21. Мосунов Д. Ф., Садыкин В. Г. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка- инвалида. Учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт , 2002.
22. Мосунов Д.Ф. Проблемы организации начального обучения плаванию детей-инвалидов // Теория и практика физ. культуры, 1998. – 30 с.
23. Мосунов Д.Ф., Сазыкин В.Г. Критические ситуации при обучении плаванию ребенка-инвалида. - С.-Петербург, 1997. - 30 с.
24. Осокина Т.И. Как научить детей плавать / М: Просвещение 1985
25. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова; Академия пед. наук. – М.: Просвещение, 1985
26. Пеганов Ю.А., Спицин А.Г. / Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих старших школьников
27. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В. Розановой; Науч.-исслед. Ин-т дефектологии Акад. Пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1991
28. Речицкая Е. Г. Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы. – Л., 1988
29. Солодков А.С., Курдыбайло С.Ф., Морозова О.В. Особенности адаптационно-компенсаторных реакций организма детей-инвалидов при занятиях физической культурой //Двигательная активность, оценка физического состояния детей и молодежи: Межвузовск. сб. научн. тр. - СПб.: НИИФК, 1996, 253 с.
30. Фирсов З. П. Плавание для всех / М: Физкультура и спорт 1983
31. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / под редакцией Л. В. Шпаковой. – М.: Советский спорт, 2004 – 464 с.
Отсутствие у учащихся слуха вызывает необходимость найти специальные формы сочетания наглядного и словесного обучения. Поэтому в настоящем материале приводятся сведения об особенностях еще одного аспекта речевой проблемы в физическом воспитании глухих. Это — определение структуры учебно-педагогических сообщений, наиболее эффективных для неслышащих учеников. Под структурой в данном случае понимается соотношение тех или иных форм словесных и наглядных компонентов, образующих в совокупности сообщение определенного целевого назначения.
На уроках физической культуры в школах для глухих детей, вместе с тем, используются речевые средства. Преподавание в основном ведется на основе показа и жестомимической формы общения.
Часто на уроках физической культуры в качестве объяснения тех или иных движений встречаются смешанные средства, общения: жестомимическая, дактильная и устная формы. Однако