Воздействие плавания на показатели физического развития у детей среднего школьного возраста с нарушением слухового анализатора

Дипломная работа, целью которой является выявить влияние плавания на физическое развитие детей с нарушением слухового аппарата(12 – 14 лет). В основу исследования положена гипотеза, согласно которой систематические занятия плаванием благотворно влияют на процесс развития двигательных качеств у детей с нарушением слухового анализатора. В работе автор рассматривает особенности возрастного развития детей с нарушением слухового анализатора, влияние плавания на различные органы и функциональные системы организма слабослышащих детей, приводим методику развития двигательных способностей подростков, а также представлена характеристика аэробики, как средства физического воспитания.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
25.10.2022
Объем файла
5255 Кб
Количество страниц
50
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВЕДЕНИЕ.
Актуальность. В настоящее время в России число детей с умственными и физическими ограничениями постоянно возрастает. Этому способствует ряд неблагоприятных социальных, экономических, экологических и других факторов. Проблема реабилитации таких детей, в том числе и средствами физического воспитания, достаточно актуальна. Для детей с ограничениями, физическое воспитание – не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и мощный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций. Характер нарушения функций организма при различных формах инвалидности или отклонений в развитии обуславливает соответствующие изменения в процессах адаптации к окружающей среде, снижая их уровень. Что касается двигательной функции: нарушение слуха, в целом, не ограничивает возможности физического развития детей, но требует применения особой методики и многих специальных физических упражнений.

 

СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ                                                                                          3

Глава 1. Литературный обзор                                                                     6

1.1. Особенности физического развития детей 

с нарушением слухового анализатора                                                          6

1.2. Закономерности психического развития детей 

с нарушениями слуха                                                                                       9

1.3. Организация учебного процесса детей

с нарушением слухового аппарата                                                                15

1.4. Плавание в системе адаптации детей                                            

 с ограниченными возможностями                                                                26

Глава 2. Педагогическое исследование                                                         39

2.1. Задачи, методы, организация 

и проведение исследования                                                                            39

2.2. Организация и проведение исследования                                             43

2.3. Анализ результатов педагогического исследования                           44

ВЫВОД                                                                                                             49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                               53

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                               56

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Андреева Л. В., Волкова К. А., Григорьева Т. А., и др. Сурдопедагогика: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. /; Под ред. М. И. Никитиной – М.: Просвещение 1984 – 384 с

2. Атаев З.М., Крупина Т.Н., Воронина С.Г., Богомолов В.В. Восстановительное лечение постгиподинамических состояний: Метод. реком. М., 1977. - 33 с.

3. Бабекова Л. И., Боброва Л. И. Особенности координации движений у учащихся с дефектами развития: глухих, умственно отсталых, и с церебральным параличом. / Дефектология – 1983 

4. Байкина Н. Г., Сермеев Б. В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих. – М.: Советский спорт, 1991. – 64 с.

5. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.

6. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М., 1963

7. Боскис Р. М Учителю о детях с нарушением слуха. – 2-е изд., испр. – М., 1988

8. Булгакова Н. Ж., Морозов С. Н.,  Попов О. И. и др. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание. Учебное пособие для студентов высших заведений, 2005. – 432 с. 

9. Булгакова Н.Ж.  Плавание / М: Физкультура и спорт 1984

10. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. – М.: Филантроп, 1995. 

11. Васильев В.С.  Обучение детей плаванию / М: Физкультура и спорт 1989

12. Дьячков А.И. Системы обучения глухих детей. – М.: Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1981.

 

 

13. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Солодков А.С., Морозова О.В. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебн. пос. под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова. - Спб: СПбГАФК, 1996. - 95 с.

14. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи /Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов. СПб, 1996.

15. Зайцева Г. Л. Дидактолология. Жестовая речь: Учебное пособие для студентов дефект. фак. пед. нс-тов. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.

16. Комаров К. В. Особенности Обучения слабослышащих учащихся. – М., 1972

17. Лисовский В. А., Евсеев С. П. и др. Комплексная профилактика    заболеваний и реабилитация больных и инвалидов: Учебное пособие  под ред. проф. С. П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2001. 

18. Литош Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. – М., 2002

19. Лубовский В. И. Общие и специфические закономерности психического развития аномальных детей //Дефектология. – 1971. - № 4

20. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М., 1991.

21. Мосунов Д. Ф., Садыкин В. Г. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка- инвалида. Учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт , 2002.

22. Мосунов Д.Ф. Проблемы организации начального обучения плаванию детей-инвалидов // Теория и практика физ. культуры, 1998. – 30 с.

23. Мосунов Д.Ф., Сазыкин В.Г. Критические ситуации при обучении плаванию ребенка-инвалида. - С.-Петербург, 1997. - 30 с.

24. Осокина Т.И.  Как научить детей плавать / М: Просвещение 1985

25. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова; Академия пед. наук. – М.: Просвещение, 1985

26. Пеганов Ю.А., Спицин А.Г. / Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих старших школьников 

27. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В. Розановой; Науч.-исслед. Ин-т дефектологии Акад. Пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1991

28. Речицкая Е. Г. Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы. – Л., 1988

29. Солодков А.С., Курдыбайло С.Ф., Морозова О.В. Особенности адаптационно-компенсаторных реакций организма детей-инвалидов при занятиях физической культурой //Двигательная активность, оценка физического состояния детей и молодежи: Межвузовск. сб. научн. тр. - СПб.: НИИФК, 1996, 253 с.

30. Фирсов З. П. Плавание для всех / М: Физкультура и спорт 1983

31. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / под редакцией Л. В. Шпаковой. – М.: Советский спорт, 2004 – 464 с.

Отсутствие у учащихся слуха вызывает необходимость найти специальные формы сочетания наглядного и словесного обучения. Поэтому в настоящем материале приводятся сведения об особенностях еще одного аспекта речевой проблемы в физическом воспитании глухих. Это — определение структуры учебно-педагогических сообщений, наиболее эффективных для неслышащих учеников. Под структурой в данном случае понимается соотношение тех или иных форм словесных и наглядных компонентов, образующих в совокупности сообщение определенного целевого назначения.
На уроках физической культуры в школах для глухих детей, вместе с тем, используются речевые средства. Преподавание в основном ведется на основе показа и жестомимической формы общения.
Часто на уроках физической культуры в качестве объяснения тех или иных движений встречаются смешанные средства, общения: жестомимическая, дактильная и устная формы. Однако