Педагогические условия преодоления дисграфии на уроках русского языка в начальной школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Русский язык, как и большинство других языков в мире, имеет звуковую и письменную форму выражения. Письменная форма речи требует большого искусства не только в смысловом оформлении, но и с точки зрения правильного, грамотного написания. Основы грамотного письма закладываются в начальной школе, где младший школьник знакомится с основными правилами правописания и оформления слов, словоформ, словосочетаний и предложений. Нужно что бы ребенок осознал необходимость правильно оформленной письменной речи, ее практическую значимость с самого начала школьной жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые должны отражать приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме, освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью и др., однако реальные результаты освоения универсальных учебных действий зачастую отличаются от заявленных [1]. С каждым годом наблюдается большое количество детей, имеющих нарушение письма. Эта проблема начинает явно отражается у младших школьников и представляет собой частичное специфическое нарушение письма, которое обозначается как дисграфия. Данное нарушение письма затрудняет освоение обучающимися школьной программы, что, несомненно, приводит к снижению учебной мотивации и успеваемости по предметам в целом. Дисграфия накладывает отпечаток и на личностное развитие ребенка.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 7
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………… 10
1.1. Дисграфия как психолого-педагогическая проблема……… 10
1.2. Основные подходы к преодолению дисграфии 22
1.3. Характеристика педагогических условий преодоления дисграфии у детей младшего школьного возраста ………… 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………… 41
Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ПРЕОДОЕНИЮ ДИСГРАФИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………… 43
2.1. Диагностика письменной речи у младших школьников …… 43
2.2. Педагогический проект по преодолению дисграфии у младших школьников на уроках русского языка…………… 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………… 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………… 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Законодательные и нормативные акты
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ред. от 31.05.2021) [Электронный ресурс] //ГАРАНТ. РУ Информационно-правовой портал. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 03.09.2021). Литература:
2. Азова, О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников [Текст] / О.И. Азова. — М. : ТЦ Сфера, 2011. — 64 с.
3. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности младших школьников [Текст] / В.И. Андреев. — Казань: Изд-во КГУ, 2002 — 238 с.
4. Ануфриев, А.Ф.Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст] / А.Ф. Ануфриев. — М.:Ось-89,2017. — 176 с.
5. Ахутина, Т.В. Нарушения письма: диагностика и коррекция. Актуальные проблемы логопедической практики [Текст] /Т.В. Ахутина.— СПб.: «Акционер и К»,2019. — 116 с.
6. Ахутина, Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму [Текст] / Т.В. Ахутина // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. — 2001. — №4. — С. 15–19.
7. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография [Текст] / В.А. Беликов. — М.:Владос, 2014. — 357 с.
8. Волоскова, Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов [Текст] / Н.Н. Волоскова. — М.: МПГУ, 2008. — 146 с.
9. Елецкая, О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи [Текст] / О.В. Елецкая. — СПб.: Речь, 2008. — 176 с.
10. Зверева, М.В. О понятии «дидактические условия» [Текст] / М.В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. — М.: Педагогика. — 1987. — №1. — С. 29—32.
11. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. —М.:Владос,2019. —115 с.
12. Каморина, Е. А. Логопедическая работа с младшими школьниками при нарушении письма и чтения, обусловленных смешением букв по кинетическому сходству [Текст] /Е.А. Каморина // Логопед. — 2014. — № 2. — С. 88–95.
13. Козырева, Е.И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры [Текст] / Е.И. Козырева // Методология и методика филологических наук. — Вып. 4. — Сб. науч. тр. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. — 24 с.
14. Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / К. В. Комаров.— М.,2011. — 87 с.
15. Копрова, Т.П. Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе [Текст] / Т. П. Копрова.— М.: ВЛАДОС, 2014. — 112 с.
16. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие [Текст] / А. Н. Корнев. — СПб. : МиМ, 2018. — 98 с.
17. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» [Текст]/ Б.В. Куприянов, С.А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. — 2011. — № 2. — С. 101 – 104.
18. Лалаева,Р. И. Нарушение письменной речи [Текст] / Р. И. Лалаева. — М., 2004. — 164 с.
19. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: учеб.пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов[Текст]/ Р. И. Лалаева.— М.: Просвещение, 2012. — 119 с.
20. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция [Текст] / Р. И. Лалаева. — СПб.: Союз,2014. — 211 с.
21. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов [Текст] / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. — 245 с.
22. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики [Текст] / А. Р.Лурия.— М.,1975. — 312 с.
23. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений[Текст]/ А. Р. Лурия. — М., 2003. — 325 с.
24. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма [Текст] / А. Р. Лурия. — М.,1992. — 271 с.
25. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р. Лурия.— Ростов-на-Дону, 2011. — 193 с.
26. Меттус, Е.В. Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс). Книга для логопедов и психологов [Текст] / Е. В. Меттус. — СПб.: КАРО,2018. — 96 с.
27. Немов, Р.С. Психология : словарь-справочник : в 2 ч. [Текст] / Р. С. Немов. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — Ч. 2. — 352 с.
28. Оглоблина, И.Ю. Игровые задания и упражнения в предупреждении нарушений письменной речи младших школьников [Текст] / И.Ю. Оглоблина // Логопед. — 2015. — № 5. — С. 116–122.
29. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов; под общ. ред проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2007. — 640 с.
30. Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / Л.Г. Парамонова. — Спб. : Детство-пресс, 2006. — 128 с.
31. Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей [Текст] / Л.Г. Парамонова. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. — 140 с.
32. Педагогика [Текст]/ под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Педагогика, 2013. — 432 с.
33. Поваляева, М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: учебное пособие [Текст] / М. А. Поваляева. — Ростов н/Д.: Феникс, 2016. — 212 с.
34. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В.М. Полонский. — М. :Высш. шк., 2014. — 512 с.
35. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма [Текст] / И. Н. Садовникова. —М.:АРКТИ,2016. — 213 с.
36. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у
младших школьников [Текст] / И. Н. Садовникова. — М.: Владос, 2016. — 254 с.
37. Сверчков, А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов [Текст] / Сверчков А.В. // Молодой ученый. — 2009. — №4. — С. 279—282.
38. Спирова, Л.Ф. Дифференцированный подход и проявления нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ [Текст] / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова // Дефектология. — 2008. — № 5. — С. 34-37.
39. Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма [Текст] / О. А. Токарева. — М.: Медицина, 2005. — 312 с.
40. Трубникова, Н.М. Логопедические технологии обследования речи: учебно-методическое пособие [Текст] / Н. М. Трубникова. — Екатеринбург,2005. — 231 с.
41. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. — М.: Сов.энциклопедия, 1983. — 840 с.
42. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов [Текст] / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. — М.: Айрис-Пресс, 2007. — 176с.
43. Цветкова, Л.С. Афазия и восстановительное обучение [Текст] / Л. С. Цветкова.— М.,2001. — 197 с.
44. Яворская, О.Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7-10 лет [Текст] / О.Н. Яворская. — СПб: КАРО, 2007. — 112 с.
45. Якубинский, Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование [Текст] / Л. П. Якубинский. — М., 2007. — 156 с.
46. Ястребова, А.В. Учителю о детях с недостатками речи [Текст] / А.В. Ястребова. — М. : АРКТИ, 2007. — 131 с.
47. Яструбинская, Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста [Текст] / Е.А. Яструбинская // Логопедия. — 2014. — №2(4). — С. 60 —70.
В результате проведенного исследования самостоятельного письма, были выявлены аналогичные ошибки, полученные при исследовании письма по слуху и списывания. Анализируя полученные данные исследования процесса письма, можно отметить что, у большинства обучающихся имеются дисграфические ошибки на письме, такие как: замена близких по звучанию согласных звуков, наиболее частыми являются ошибки смешения букв, обозначающие звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также, опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, обучающиеся отражают своё дефектное произношение на письме, что проявляется в заменах и пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.
Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы:
- у обследованных детей выявлены недостатки звукопроизношения, которые выражены в виде замен, искажений, пропусков и у всех исследуемых детей отмечается недоразвитие фонематического слуха;
- у этих же обучающихся в письменной речи отмечены стойкие ошибки, проявляющиеся в заменах, пропусках букв, соответствующим пропускам и заменам звуков в устной речи.
Для всех обследованных детей необходима организация работы по преодолению дисграфических ошибок, совершаемых ими при письме. Проводить данную работу можно на уроках русского языка с использованием тех методов, которые мы рассмотрели в первой главе своего исследования. Для организации данной работы нами был разработан педагогический проект, содержание которого представлено в последующем параграфе.