Проблематика ранних рассказов М.А.Булгакова

Выпускная квалификационная работа, целью которой является выявление идейно-тематического и стилистического комплекса ранних рассказов М. Булгакова. В ходе исследования определяются жанровые особенности рассказала в русской литературе; рассмотрены основные тенденции развития рассказа как жанра литературы 20-х гг XX века; определяется роль рассказа в творчестве М.А. Булгакова; рассматриваются жанрово-стилистические особенности ранних рассказов М. Булгакова.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
24.10.2022
Объем файла
129 Кб
Количество страниц
55
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова является предметом исследований на протяжении нескольких десятилетий – это подтверждают сотни методических и литературно-биографических работ, посвященных автору. Отличительной особенностью проводимых сегодня исследований является то, что количество статей и монографий, затрагивающих вопросы, связанные с творчеством Булгакова увеличиваются, а также то, что интерпретации произведений Булгакова приобретают новые аспекты.
Многие исследователи в своих трудах подчеркивали особенности творчества художника, его вневременную систему ценностей человеческой жизни и истории, которая в последнее время стала принципом булгаковской методологии. «Рассматривая творчество М.А. Булгакова как единый текст, можно сделать вывод, что многие проблемы, к которым он обращался, так или иначе поворачивались к вечности, словно к некоему арбитру, и то растворялись в ней, то находили там новую оценку» – пишет В.И. Немцев в своей книге «Становление романиста»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖАНРА РАССКАЗА В ЛИТЕРАТУРЕ 20-Х ГГ. XX В 9

1.1 Место жанра «рассказ» в русской литературе 9

1.2 Основные тенденции развития рассказа как жанра литературы 20 гг XX века 12

ГЛАВА II. ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАННИХ РАССКАЗОВ М. БУЛГАКОВА 17

2.1 Реалистическая основа рассказа "Самогонное озеро" (1923) 17

2.2 Тема гражданской войны в рассказе "Китайская история" (1923) 21

2.3 Эмиграция в рассказе "Ханский огонь" (1924) 29

2.4 Рассказы «Вьюга» и «Я убил» (1926) 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Приложение 1 57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бердяева О. С. Проза Михаила Булгакова. Текст и метатекст : дис. – Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2004.
2.Блохина Н. Н. МА Булгаков-врач и писатель: философия чистой совести //Сибирский медицинский журнал (Иркутск). – 2006. – Т. 65. – №. 7.
3.Богданова О. А. Образ усадьбы-музея в русской литературе 1920-х гг //Studia Litterarum. – 2019. – Т. 4. – №. 2.
4.Боровская А. А.— Астраханский госуниверситет. «Инициационный макросюжет в цикле рассказов М.Булгакова «Записки юного врача» (научная статья) // М.А. Булгаков. Русская и национальные литературы: Материалы международной научно-практической конференции. – Ереван: «Антарес», 2017. – С. 78 – 86.
5.Булгакова Е. С., Лосев В. И., Яновская Л. Дневник Елены Булгаковой. – Издательство" Книжная палата", 1990.
6. Булгаков М. Столица в блокноте. – Strelbytskyy Multimedia Publishing, 2020.
7. Булгаков М. А. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 1: Записки юного врача; Белая гвардия; Рассказы; Записки на манжетах //Записки на манжетах/МА Булгаков. – 1989.
8.Булгаков М. А., Булгаков М. Дневник, письма 1914-1940. – Современный писатель, 1997.
9. Булгаков М. А. Записки юного врача. – Directmedia, 2013.
10.Бурмистров, А.С. К биографии М. А. Булгакова // Творчество Михаила Булгакова: исследования и материалы, Санкт- Петербург, Т№1 236 с.
11.Галинская И. Л. Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях //Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях. – 2003. – №. 2003. – С. 1-125.
12.Гурова Н. С. Особенности речевой характеристики героев в цикле рассказов «Записки юного врача» МА Булгакова //Филология и лингводидактика в современном научном и образовательном пространстве. – 2021. – С. 696-704.
13. Земская Е. А., Булгаков М. его родные: Семейный портрет //М.: Языки славянской культуры. – 2004.
14.Исина Н. У., Молдагулова Г. М. Образ рассказчика в цикле «Записки юного врача» М. Булгакова //Редакционная коллегия. – 2021. – С. 99.
15. Короленко В. Дневник. Письма. 1917– 1921. М.: Советский писатель, 2001.
16. Лакшин В. Я., Чудакова М. О. Воспоминания о Михаиле Булгакове. – Советский писатель, 1988.
17.Лаппа Т. Н. Воспоминания // Воспоминания о Михаиле Булгакове. М., 2006.
18.Лосев В. И. Воспоминания о Михаиле Булгакове. – Аст, 2006.
19.Межебовская В. В., Зражевская И. А. Хрупкий мир человеческого сознания в раннем творчестве Михаила Булгакова //Современные стратегии и технологии обучения русскому языку и литературе в школе и вузе. – 2020. – С. 152-157.
20.Михеев М. Повтор мотива в «Записках юного врача» Булгаков // Художественный текст как динамическая система. – М., 2006, - с. 239
21. Немцев В. И. Михаил Булгаков: становление романиста. – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени НГ Чернышевского, 1991. 
22.Нестерова О. А. Современные коммуникативные практики в пространстве российско-китайского межкультурного взаимодействия //Москва. – 2010.
23.Нинов А. и др. Современный рассказ //Из наблюдений над русской прозой (1956-1966). Л., Изд–во «Художественная литература». – 1969.–288 с. – 1969.
24.Новиков В. В. и др. Михаил Булгаков – художник. – Московский рабочий, 1996.
25.Паршин Л. Чертовщина в Американском посольстве в Москве или  13 загадок М //Булгакова. М.: Книжная палата. – 1991. – С. 161.
26.Попов П. С. Воспоминания о М. Булгакове: Сборник //М.: Советский писатель. – 1988. – С. 528.
27. Соколов Б. Булгаковская энциклопедия.-М.:" Локид; Миф" //Москва. – 1996.
28.Спесивцева Л. В.— Астраханский госуниверситет. «Жанрово-стилистические особенности новеллистики М. Булгакова». (научная статья) // М.А. Булгаков. Русская и национальные литературы: Материалы международной научно-практической конференции. – Ереван: «Антарес», 2017. – С. 512 – 527.
29. Тан М. В. Образ героя-интеллигента в" Записках юного врача" МА Булгакова //Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. – 2016. – №. 1. – С. 335-342.
30.Урюпин И. С. «Китайская» тема в творчестве МА Булгакова: к вопросу об инокультурной стихии в русской литературе 1920-х гг //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2011. – Т. 59. – №. 5.
31.Фокин П. Булгаков без глянца. – Рипол Классик, 2019.
32.Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — 2-е изд., доп.— М .: Книга, 1988.— С. 672.
33.Чудакова М. О. Комментарии. Булгаков М. А. Собрание сочинений: в 5 т. М., 1990. Т. 1, 2.
34.Чудакова М. О Михаил Булгаков: глава из романа и письма // Новый мир. 1987. N 2. С. 140
35. Чудакова М. О. Разведенный пожиже//Чудакова МО Новые работы: 2003–2006 //М.: Время. – 2007.
36. Чудакова М. О. Рукопись и книга: рассказ об архивоведении, текстологии, хранилищах рукописей писателей: книга для учителя. – Просвещение, 1986.
37. Штейман М. С. Своеобразие проблематики и поэтики цикла” Записки юного врача” М. Булгакова //Серия: Филолгия. Журналистика. 2014. № 1. январь–март. – 2014. – С. 115.
38. Яблоков Е. А. Текст и подтекст в рассказах МА Булгакова: "Записки юного врача". – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования" Тверской государственный университет", 2002.
39.Яновская Л. М. Записки о Михаиле Булгакове. // Издательский дом: «Текст» – 2007. – С. 416.
40. Яновская Л. М. О рассказе Михаила Булгакова «Ханский огонь» //Наш современник. – 1974. – №. 2. – С. 124.
41. Яновская Л. М Творческий путь Михаила Булгакова. – Советский писатель, 1983.

Писатели Новой волны унаследовали международные революционные идеи и начали создавать романтические образы китайцев, венгров и чехов, сражавшихся на стороне большевиков. Булгаков показал, что китайцы, приехавшие в Россию, были не идеологическими революционерами, как официально изображалось, а несчастными людьми, которые в основном не преуспевали на своей родине и пытались найти свое лицо в чужой стране, охваченной хаосом. Большинство из них закончили тем, что занялись торговлей наркотиками в различных публичных домах, а те, кто не смог найти работу, были вынуждены поступить в армию в качестве рабов. Многие из них мечтают вернуться на родину, но для этого им нужна большая сумма денег, поэтому путь к возвращению остается закрытым.
Булгаков показывает совершенно точно, что «Ходи» обречены в конце концов, потому что они не являются ничем иным, как «пушечным мясом» вождей мировой революции. Почти таких же взглядов придерживался и В. Г. Короленко.