Психологические причины и профилактика профессиональных деформаций личности сотрудников социономических профессий
ВВЕДЕНИЕ
Анализ литературы показывает, что профессиональная роль многогранно влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования и тем самым преобразуя весь его облик. Решение типовых профессиональных задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определенный склад мышления и стиль общения [14, C. 128]. Более того, многолетнее выполнение профессиональной деятельности устоявшимися способами постепенно ведет к развитию профессионально нежелательных качеств и профессиональной дезадаптации специалистов.
Профессиональная деятельность специалиста по социальной работе, независимо от разновидности исполняемых функций, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей и общества в целом, что имеет свои последствия. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает специалист в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, оказывают непосредственное (часто н
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЯХ………………………………………6
1.1 Общее представление о профессиональной деформации личности………6
1.2 Теоретические подходы к изучению профессиональной деформации личности………………………………………………………………………….15
1.2.1 Деятельностная парадигма в исследовании профессиональной деформации………………………………………………………………………16
1.2.2 Личностно-динамическая детерминанта в профессиональной деформации личности…………………………………………………………...20
1.2.3 Характеристика средовой детерминанты в профессиональной деформации личности…………………………………………………………...26
1.3 Специфика проявления профессиональных деформаций и эмоциональных нарушений у социальных работников…… …………………………………....31
Выводы по I главе………………………………………………………………..39
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЦСОН……………...… 41
2.1 Организация и психодиагностические методики исследования…………41
2.2 Анализ и обобщение результатов исследования…………………….…….50
2.3 Статистический анализ эмпирических данных исследования……………67
2.4 Рекомендации по профилактике и коррекции профессионально-личностных деформаций специалистов по социальной реабилитации ...…..72
Выводы по II главе………………………………………………………………74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75
БИБЛИОГРАФИЯ………..……………………………………………..……….76
ПРИЛОЖЕНИЯ.…………………………………………………………………83
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов [Текст] / Г.С. Абрамова – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2001. – 480 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев – 3-е изд / Серия: Мастера психологии. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
3. Анцыферова Л.И. Принцип развития в психологии [Текст] / Л.И. Анцыферова – М.: Наука, 1970. – 370 с.
4. Безносов С.П. Профессиональная подготовка и ее влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации) [Текст] / С.П. Безносов, А.Т. Иваницкий, В.Я. Кикоть – СПб.: Народное образование. – 2000. – 156 с.
5. Безносов С.П. Профессиональные деформации личности (Подходы, концепции, метод): Дис. ... д-ра психол. н.: 19.00.03 / Сергей Петрович Безносов – М.: РГБ, 2002. – 398 с.
6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В. В. Бойко – М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. – 472 с.
7. Болдырева Т.А. Общие теории деформаций личности: профессиональные деформации [Электронный ресурс] / Т.А. Болдырева – Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург, ОГУ, 2017. – 331 с. – Режим доступа: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/13632/1/36106_20170404.pdf
8. Вигдорчик Н.А. Компенсаторное профессиональное приспособление / Н.А. Вигдорчик [Текст] // История советской психологии труда. Тексты (20-30-е гг. XX века); под ред. В.П. Зинченко, В.П. Мунипова, О.Г. Носковой. – М.: Изд-во МГУ, 1983. – С. 213–222.
Основные причины этого – высокая эмоциогенность профессиональной деятельности, особая ответственность за всестороннее благополучие человека, выступающего в качестве объекта профессиональной деятельности
В данной работе объектом эмпирического исследования послужат специалисты по социальной реабилитации центра социального обслуживания населения. Основной контингент в работе данных специалистов – дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, дети из неблагополучных семей, их родители, замещающие родители, опекуны, а также дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья. При выполнении своей работы сотрудники находятся в постоянном контакте с этими категориями граждан, воздействуя, с одной стороны, на их сознание и поведение, а с другой стороны, сами подвергаясь определенному воздействию с их стороны. Помимо профессиональных знаний, умений и навыков, специалист в значительной мере использует собс