Психологические условия развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Познание – проигрывание в сознании характеристик объективной реальности. Познание содержит социально и культурно предопределенный исторический характер. В большинстве случаев оно подразумевает более либо менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности.
Сегодняшняя концепция преподавания, обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все чаще обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые складываются у малыша под влиянием функционирования и общения.
Со дня рождения ребенок изучает незнакомый для него окружающий мир. Познавательная деятельность настолько важна для выживания организма, что для её реализации психика содержит целый ряд познавательных процессов, с помощью коих человек получает и перерабатывает приобретенную информацию.
Таким образом, актуальность нашего исследования определена потребностью разработки и организации комплекса действий, направленных на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
Это в первую очередь внимание, ощущение, восприятие и память, также более сложные процессы для переработки информации: мышление, речь и воображение.
Проблема развития познавательных способностей детей уже давным- давно привлекала внимание таких психологов и педагогов как (Венгер Л.А., Воронин А.Н., Волкова С.И., Дружинин В.М., Запорожец А.В., Изюмова С.А., Кабардов М.К., Калмыкова З.И., Князева Т.М., Котырло В.К., Кульчицкая А.И., Лейтес Н.Л., Матюшкин А.Н., Менчинская Н.А., Моляко В.О., Охулкова И.В., Повьякель Н.И., Поддьяков Н.Н., Пономарев Я.А., Проскура А.В., Сафонцева С.В., Скрипченко А.В., Столярова Н.М., Теплов Б.М., Тарасун В.В., Усова А.П., Улькина Т.В., Холодная М.О., Шадриков В.Д., Эльконин Д.Б. и др.). Эти авторы определили цели и задачи развития познавательных способностей, создали системы дидактических занятий, рассмотрели своеобразные условия для их развития.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы методики развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста 7
1.1.Понятие «Познавательное развитие» в психолого-педагогическом контексте, его особенности у детей дошкольного возраста 7
1.2.Условия формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста. 14
1.3. Роль игровой деятельности в процессе обогащения познавательных способностей дошкольника 16
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение сформированности познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста 25
2.1.Общая характеристика и организация исследования 25
2.2. Анализ и интерпретация результатов 28
2.3. Анализ реализованных мероприятий по развитию познавательных способностей дошкольников……………………………………………………………………33
2.4. Практические рекомендации по развитию познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста 39
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: учебное пособие. М.: Прометей, 2018. 538 с.
2. Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста. СПб.: Питер, 2000. 271 с.
3. Александрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет. М.: Эксмо, 2013. 48 c.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Мозаика-Синтез, 2002. 272 с.
5. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. М.: Речь, 2005. 128 с.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
7. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1974. 96 с.
8. Бочкарева Т. П. Формирование социального опыта ребенка в дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Социальный опыт ребенка. Режим доступа: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=12699 (дата обращения: 6.05.2018).
9. Бутылкина Л.Ю. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет). М.: Детство-Прес, 2017. 96 с.
10. Веракса Н.Е., Веракса А.Н Познавательное развитие в дошкольном детстве. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 336 с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Национальное образование, 2016. 368 с.
12. Гейци Э.Д. Диагностика детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов педагогических вузов по курсу «Психологопедагогическая диагностика детей». Н.: Издательство 000 «БОРА – ПРЕСС», 2006. 506 с.
13. Гербова В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». М.: Просвещение, 2002. 158 с.
14. Гомзяк О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2016. 96 c.
15. Гримак Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции. М.: Либроком, 2018. 366 с.
16. Гризик Т.И. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание. 2008. №10. 22 с.
17. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образователная технология. М.: Народное образование, 2016. 240 с.
18. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников. Методическое пособие. М.: Сфера, 2015. 84 с.
19. Дьяченко О.М., Невская, П.И. Развитие речи дошкольника. М.: Просвещение, 1990. 136 с.
20. Запорожец А.В. Воспитание и обучение в детском саду. М.: Педагогика, 1976. 296 с.
21. Зубкова Т.И. Исследование познавательной активности детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2017. 63 с.
22. Исакова Н.В. Познавательно-речевое развитие дошкольника. М.: Детство-Пресс
С целью определить уровень развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста нами была проведена диагностика. Чтобы определить уровень понимания многозначных слов, понимания и употребления обобщающих слов (одежда, посуда), умения подбирать слова, называющие признаки, качества и действия, к названию предметов и умения сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине мы пользовались диагностикой О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной (задание «Кукла Маша»).
Результаты данной диагностики показывают, что большая часть детей имеет средний уровень развития словаря.
Также нами проведены методики на диагностику познавательных способностей. Мы обнаружили, что у большинства детей уровень развития памяти, восприятия и внимания имеет на средний или высокий уровень, то есть не ниже нормы.