Идейное своеобразие прозы Саида Бадуева и методика изучения их в средней школе
Введение
Саид Сулейманович Бадуков – один из выдающихся поэтов нашей республики. Он является не только прозаиком и драматург, а еще является одним из основоположников национальной литературы.
Произведения С.С. Бадукова занимают в чеченской литературе отдельное место. В 1927 году были опубликованы первые произведения национального поэта Саида Сулеймановича. В своей прозе Бадуков уделяет оширно воплощение лиризму. Его проза была лирической, исполненной сердечности и напевности. Произведения были опубликованы после того, как он обучился на курсах для учителей, а также после рабочей деятельности в качестве преподавателя в школе. Важно отметить, что после данной трудовой деятельности Саид Сулейманович полностью отдал себя творческой деятельности.
Литературные возможности у Бадуева С. были огромны. Он одновременно писал в разных жанрах: проза, драматургия и поэзия. Что не менее удивительно, во всех указанных жанрах он достиг больших результатах.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретический аспект изучения творчества С.С. Бадуева………....6
1.1 Роль Бадуева С.С. в национальной литературе………………………..........6
1.2 Анализ произведений Бадуева С.С. ………………………………………..10
1.2.1 Анализ рассказа «Колодец» ………………................................................10
1.2.2 Анализ рассказа «Адат» …………………...................................................14
1.2.3. Анализ рассказа «Олдум» и «Бешто» …………………………………...17
ГЛАВА 2 Методика изучения творчества Бадуева С.С. в средней школе…..23
2.1. Место изучения творчества Бадуева С.С. в школьных программах в соответствии с ФГОС………………………….………………………………...23
2.2. Концепция открытого урока в 9 классе на тему «Творчество Бадуева С.»………………………………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………. ………………………………………………….57
Список используемых источников литературы:
1. «Нохчийн литература.» Учебники за 7, 8 и 9 классы. 2009.
2. А.У. Мальсагов, Х.В. Туркаев. «Писатели советской Чечено-Ингушетии»
3. Бадуев С. Избранное (проза, драматургия). – Грозный, 1985. – 348 с. 4. Бадуев С. «Рассказы и повести» - Грозный, 1986
5. Сомова Л. «Методика обучения в школе родной литературы» Электронное учебное пособие
В 9 классе составитель данной программы предлагает рассмотрение литературных процессов начала XX века, в связи с этим творчество рассматриваемого писателя изучается в рамках раздела «Из рассказов Серебряного века» (6 часов) на уроке «Многообразие писательских голосов эпохи», то есть обзорно. Учителю необходимо в рамках знакомства с особенностями литературных процессов познакомить учеников с многообразием творчества Бадуева, что, конечно, вызывает затруднение. Вариативная часть программы выделяет один дополнительный час на рассмотрение данной темы.
Итак, мы рассмотрели программу по «Литературе» 5-9 классы под редакцией Г.С. Меркина. В ходе анализа определили, что рассмотрение творчества писателя рассматривается во всех классах, особенностью является изучение в 8-9 классах, где произведение автора выносится за рамки учебного времени. Необходимо отметить, что программа не в полной мере рассматривает многообразие тем и мотивов творчества Бадуева, в большей мере внимание уделено основным произведениям автора. В связи с вышесказанным учителю необходимо обратить внимание на рассмотрение и остальных тем в творчестве Бадуева для целостного восприятия художественного мира учениками. Это возможно сделать посредством группой работы на уроках или при выполнении домашнего задания.