История и тенденции развития Международного конкурса имени П.И. Чайковского
ВВЕДЕНИЕ
Конкурсы исполнительского мастерства как важный этап становления молодого музыканта представляют собой значимый фактор развития исполнительского искусства. С одной стороны, конкурсы выполняют функцию одного из главных двигателей творческого процесса. На наш взгляд, положительные стороны конкурса как стимула и двигателя исполнительского мастерства достаточно четко сформулированы в работе Г.А. Исаевой [Исаева 2014]. Автор относит к ним привлечение внимания общественности к достижениям исполнительского искусства; стимулирование и совершенствование мастерства молодых музыкантов, а также их профессиональное продвижение на концертной эстраде; обмен музыкально-педагогическим опытом, укрепление и развитие исполнительского искусства в целом.
Однако, признавая целесообразность музыкально-исполнительских конкурсов, нельзя не отметить некоторые отрицательные стороны данного явления. В первую очередь, к ним относятся необъективный подход к участникам, коррумпированный характер состяз
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …........................................................................................................3
ГЛАВА 1.Музыкальные конкурсы как стимул развития исполнительского мастерства…………………………………….5
1.1. Музыкальные конкурсы как культурный феномен………………….5
1.2. Международные конкурсы скрипачей………………………………..8
ГЛАВА 2. Международный конкурс им. П.И. Чайковского в историко-культурном контексте второй половины ХХ века………13
2.1. История учреждения Международного конкурса им. П.И. Чайковского……………………………………………………13
2.2. География участников Международного конкурса им. П.И. Чайковского: состав жюри и лауреаты разных лет в номинации «скрипка»………………………………………………….15
ГЛАВА 3. Репертуарная политика Международного конкурса им. П.И. Чайковского……………………………………………..19
3.1. Репертуарная политика Первого Международного конкурса Чайковского: особенность составления конкурсных программ..........19
3.2. XVI Международный конкурс им. П.И. Чайковского:репертуарные требования и обновленный регламент…………………21
Заключение…………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………26
Приложение……………………………………………………………………33
Список литературы
1. Айнбиндер А. Конкурс Чайковского: с чего все начиналось // URL: Конкурс Чайковского: с чего все начиналось (classicalmusicnews.ru) (дата обращения – 20.02.2022).
2. Бедерова Ю., Мозырский И. Снисходительное подведение: на Конкурсе Чайковского объявлены первые полуфиналисты // URL: Снисходительное подведение – Культура – Коммерсантъ (kommersant.ru) (дата обращения – 15.03.2022).
3. Биография Гидона Кремера // URL: Gidon Kremer – Kremerata Baltica (дата обращения – 27.02.2022).
4. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007.
5. Бочкова Ирина (скрипка) // URL: МГК им. Чайковского - персоналии - Бочкова Ирина Васильевна (mosconsv.ru) (дата обращения – 22.02.2022).
6. Вехи Международного конкурса имени П.И. Чайковского // URL: Вехи истории Международного конкурса имени Чайковского (classicalmusicnews.ru) (дата обращения – 18.02.2022).
7. Виктор Третьяков (скрипка) // URL: Виктор Третьяков : Московская государственная академическая филармония (meloman.ru) (дата обращения – 22.02.2022).
8. Владимир Спиваков / URL: Владимир Спиваков сайт | Владимир Спиваков | Москва (vladimirspivakov.ru) (дата обращения – 28.02.2022).
9. Волков С. Диалоги с Владимиром Спиваковым. М.: АСТ: Редакция Е. Шубиной, 2015. 319 с.
10. Гайдамович Т.А. Избранное. // М.: Музыка, 2004.
11. Гаккель Л.Е. Изумительный конкурс Чайковского // URL: Изумительный конкурс Чайковского (tchaikovskycompetition.com) (дата обращения – 25.02.2022).
12. Гидон Кремер. Ин@родный артист: Воспоминания. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 720 с.
13. Гидон Кремер. Признания миражиста. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 280 с.
14. Государственное звучание: Музыка и дипломатия на XVI Международном конкурсе им. П.И. Чайковского // URL: Государственное звучание – Огонек № 25 (5570) от 01.07.2019 (kommersant.ru) (дата обращения – 27.02.2022).
15. Денисенко Т.Е. Международный конкурс им. П.И. Чайковского и его роль в формировании музыкальной культуры России // URL: Международный конкурс им. П. И. Чайковского и его роль в формировании музыкальной культуры России (cyberleninka.ru) (дата обращения – 22.02.2022).
16. Интервью: Виктор Третьяков: “Русская скрипичная школа лучшая, но она уже не в России” // URL: Виктор Третьяков: Русская скрипичная школа лучшая, но она уже не в России (classicalmusicnews.ru) 17 июня 2011 (дата обращения – 21.02.2022).
Посвящение Чайковскому предполагало широкую пропаганду творчества композитора на всех уровнях. К выходу готовился целый ряд разного рода изданий: буклеты об участниках, альбом “Чайковский в Клину”, информационные буклеты о Московской консерватории и ЦМШ и так называемый плакат-выставка “П.И. Чайковский – великий русский композитор”. По окончании конкурса планировалось издать книгу материалов о жизни и творчестве Петра Ильича [Айнбиндер 2019].
Отдел издательств Министерства культуры СССР поддержал процесс популяризации Чайковского, обеспечив выпуск серии фото открыток о жизни и деятельности композитора. Отдел изобразительных искусств и охраны памятников инициировал выпуск фарфорового бюста Чайковского, причем все – массовым тиражом [Конкурс Чайковского: легенды и история 2018].
Дом-музей Чайковского в Клину был подготовлен для приема участников конкурса, членов жюри и зарубежных гостей. Всех с