Исследование связи между отношением к кибербуллингу и агрессивностью подростков

Цель выпускной квалификационной работы – определить связь между отношением к кибербуллингу и агрессивностью подростков, при ее наличии– разработать программу профилактики кибербуллинга и коррекции агрессивного поведения
Author image
Timur
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
22.10.2022
Объем файла
386 Кб
Количество страниц
86
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Проблема исследования: как влияет агрессивное поведение детей и подростков в реальности на позицию и поведение в кибер-среде, в частности, можно ли ожидать, что дети, склонные к агрессии, будут проявлять ее и в виртуальной среде?
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Исследование связи между отношением к кибербуллингу и агрессивностью подростков».
Актуальность исследования. Актуализация заявленной проблематики обусловлена присутствием травли в интернете среди подростков и высоким распространением буллинга в обычной жизни. В современном обществе все чаще встает вопрос безопасности в социальной среде: безопасность личных данных, информации и жизни. И если понятие буллинга уже более распространено и с ним знают, как работать, то кибербуллинг не так давно пришел в жизни детей и подростков.
Поэтому, в настоящее время проблема насилия среди детей и подростков стала наиболее актуальной. Особенно актуально исследование влияния психологического и физического насилия на личность в раннем юношеском возрасте, когда образ «Я», как продукт самосознания, проходит важный этап развития. Следовательно, если захватывать этот возрастной период, очевидно воздействие любого вида насилия на личность ребенка.
В современном обществе буллинг является скрытым процессом для окружающих, а иметь возможность заниматься этим анонимно еще сильнее расширяет пространство для травли. Дети и подростки, которые подвергаются буллингу и кибербуллингу в школьной среде, получают психологическую травму разной степени тяжести, что приводит к серьезным последствиям, вплоть до самоубийства. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4

Глава 1 Теоретические аспекты изучения кибербуллинга 9

1.1 Кибербуллинг как разновидность буллинга: понятие, виды, особенности проявления 9

1.2 Индивидуально-личностные характеристики подростков, участников кибербуллинга 24

1.3 Опыт современных отечественных и зарубежных исследований кибербуллинга 36

Глава 2 Эмпирическое исследование вопроса о наличии связи между отношением подростков к кибербуллингу и агрессивностью обучающихся 51

2.1. Организация и методика эмпирического исследования 51

2.2 Интерпретация результатов психодиагностического исследования и статистической обработки данных эмпирического исследования 59

2.3. Разработка программы профилактики кибербуллинга 76

Список использованной литературы 86

Список использованной литературы

1. Адлер А. Влечение к агрессии в жизни и в неврозе // В кн.: Отчет о первом частном Психоаналитической собрании в Зальцбурге 27 апреля 1908 года (текст). / Сост. и реф. Отто Ранк / Пер. с нем. – Ижевск: Издательский дом «ERGO», № 1-2. - 2011. –С. 208 с. 

2. Антипина С. С., Микляева А. В. Взаимосвязь склонности к киберагрессии, агрессивности и эмпатии в подростковом возрасте Российский психологический журнал, 2021, Т. 18, № 2, 94–108. doi: 10.21702/rpj.2021.2.6.

3. Бердышев, И. Лекарство против ненависти / И. Бердышев, Е. Куценко // Первое сентября - 2005. - № 18. - С. 3.

4. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - № 3. - С. 177-191.

5. Бурлачук, Л. Ф. Опросник Басса-Дарки / Л. Ф. Бурлачук // Клиническая психология. Словарь / под ред. Н. Д. Твороговой. // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.- сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 416 с.-1.

6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с: ил. —(Серия «Мастера психологии»). URL: http://krotov.info/libr_min/02_b/ar/baron00.html.

7. Внебрачных Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2012. В. 1. С. 48-51.

8. Войскунский, А.Е. Интернет новая область исследований в психологической науке / А. Е. Войскунский // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1/ Под общей ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002, С. 82-101 -19.

9. Воробьева К. А. Воздействие демонстрации в СМИ сцен насилия на развитие личности подростков // Воспитание школьников. 2019. №8. С. 37-43. -52.

10. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2009. - № 105. - С. 159-165 (про буллинг структуру).

11. Дозорцева, Е. Г. Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков / Е. Г. Дозорцева, Д. В. Кирюхина // Прикладная юридическая психология. – 2020. – № 1(50). – С. 80–87. – DOI : 10.33463/2072- 8336.2020.1(50).080-087. 

12. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения / Е. П. Ильин. –  СПб.: Питер, 2014. –  С. 55 – 58.

13. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. СПб.: Питер, 2014. 368 с.

14. Ильин Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2014. – 334-337 с.

15. Кибербуллинг: масштаб проблемы в России. Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kiberbulling-masshtab-problemy-v-rossii 

16. Кирюхина Д.В. Кибербуллинг среди молодых пользователей социальных сетей [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 53–59. doi:10.17759/jmfp.2019080306.

17. Ковалев П.А. агрессивность 

18. Козонина, А. Кибербуллинг: как устроена травля в интернете и почему с ней надо бороться [Электронный ресурс] / А. Козонина. - Режим доступа: http://www/furfur.me/furfur/changes/changes/218033-bul.

19. Левкова, Т. В. Конструктивная агрессия в педагогических взаимоотношениях Текст. / Автореф. дисс. канд. пед. наук. Биробиджан, 2003.

20. Лейн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. СПб.: Питер, 2001. С. 240-274. 

21. Макарова Е. А., Макарова Е. Л., Махрина Е. А. Психологические особенности кибербуллинга как формы интернет-преступления // Российский психологический журнал. — 2016. — № 3. — С. 293–311 -30.

22. Назаров В.Л., Авербух Н.В., Буйначева A.B. Буллинг и кибербуллинг в современной школе. Образование и наука. 2022;24(2):169-205. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-2-169-205

23. Найденова, Л. А. Кибербуллинг: опасное виртуальное «быкование» / Л. А. Найденова // Материалы на портале медиаграмотность [Электронный ресурс] – URL: http://psyfactor.org/lib/cyber-bullying. htm.  

24. Неравенства в период взросления: гендерные и социально-экономические различия в показателях здоровья и благополучия детей и подростков [Электронный ресурс] // Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья (HBSC): Международный отчет по результатам исследования 2013/2014 гг. Политика здравоохранения в отношении детей и подростков. № 7. Всемирная организация здравоохранения, 2016. URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0016/331711/HSBC-No.7-Growing-up-unequal-Full-Report-ru.pdf (Дата обращения: 22.05.2019).

25. О.В. Перевалова 

26. Ожиёва, Е. Н. Буллинг как разновидность насилия / Е. Н. Ожиева. – URL: http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37294.doc.htm (Дата обращения: 20.05.2021).  

27. Погорелова Е.И., Арькова И.В., Голубовская А.С. Психологические особенности подростков, включенных в ситуацию кибербуллинга // Северо-Кавказский психологический вестник. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-podrostkov-vklyuchennyh-v-situatsiyu-kiberbullinga (дата обращения: 19.04.2022).

В исследовании О. С. Черкасенко приняли участие 120 испытуемых в возрасте от 14 (N = 62) до 15 (N = 58) лет. Было выявлено, что 50 % опрошенных подростков сталкивались с феноменом кибербуллинга. Из них: 21,67 % выступали в качестве агрессора; 25 % – в роли жертвы и никогда не стали бы выступать в качестве агрессора, поскольку понимают, что это оскорбляет другого человека и может привести к непоправимым последствиям; 18,33 % – в качестве наблюдателя; 11,67 % – успели побывать и в роли агрессора, и в роли жертвы. Минимальный процентный показатель был выявлен в сочетании таких ролей, как агрессор и наблюдатель (3,33 %). 20 % подростков успели побывать одновременно во всех трех ролях: жертвы, агрессора и свидетеля. Как показали данные, современные подростки не до конца осознают последствия кибербуллинга, а наличие минимальной пользовательской компетентности делает проблему кибертравли весьма серьезной в подростковой среде, поскольку значительная часть подростков не задумывается о том, какую информацию о себе они размещают в социальных сетях и что ею могут злоупотреблять, нарушая личное пространство. Подростки практически никогда не рассказывают о своих переживаниях, а кибербуллинг попадает в число тех проблем, о которых они предпочли бы молчать или поделились бы только с близкими друзьями. Это, как правило, связано с тем, что у подростков возникает страх того, что их лишат социальных сетей или вообще компьютера и наступит так называемая социальная смерть. Так, 60 % подростков никому бы не доверили свои проблемы, возникшие в социальных сетях, 24 % подростков доверились друзьям, 13 % – родителям и 3 % – любимому человеку [43].