Цифровизация математического образования: проблемы и перспективы
Введение
Двадцать первый век ежегодно преподносит все новые и новые плоды своего развития. Ни одна из отраслей не стоит на месте и в стремительном темпе шагает вперед навстречу новым открытиям. Сфера образования не становится исключением. Буквально еще десять лет назад никто и подумать не мог о том, что будут внедряться информационные технологии в традиционный процесс обучения, что основывался лишь на печатных учебниках и рабочих тетрадях. Сейчас цифровые технологии уже не являются для нас чем-то из ряда вон выходящим. Они окружают нас со всех сторон: присутствуют в каждом современном доме, учреждении, на предприятиях, заводах, школах, больницах и университетах. Цифровые технологии используются для создания дополнительной и виртуальной реальности, в робототехнике, для 3D-печати, в области искусственного интеллекта, здравоохранения, научных исследований, сельского хозяйства и не только. Ученые считают, что цифровые технологии будут развиваться (и уже развиваются) в геометрической прогрессии ежегодно. Все приведенные примеры, дают нам представить то, насколько обширно процесс цифровизации охватил наш мир.
Содержание
Введение 4
ГЛАВА 1. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 7
Понятие цифровизации, ее направления и возможности 7
1.2. Проблемы и риски внедрения цифровизации образования 13
Глава 2. Цифровизация математического образования в современной школе. 17
2.1. Примеры внедрения цифровых образовательных ресурсов
в математическом образовании 17
2.2. Обучение математике в условиях цифровизации образования 21
Заключение 28
Библиографический список 30
Библиографический список
1. Аксюхин А. А., Вицен А. А., Мекшенева Ж. В. Информационные технологии в образовании и науке // Современные наукоемкие технологии. — 2009. — № 11. — С. 50–52.
2. Акулич М.М. Троллинг в социальных сетях: возникновение и развитие // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2012. № 3. С. 30–37.
3. Власов Д.А., Леньшин А.И. Методы обучения как компонент методической системы прикладной математической подготовки в системе среднего и высшего образования// Сибирский педагогический журнал, 2009, № 11, С. 71– 78.
4. Ильченко Л.М., Уваров Р.В., Зайцев С.И. Социальная инженерия. Фишинг и способы противодействия ему // Региональная информатика и информационная безопасность: сборник научных трудов. СПб., 2017. С. 308–311.
5. Кашина Е. А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики : дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1997. — 187 с.
6. Крайнов А.Л. Цифровой тоталитаризм как следствие развития информационного общества // Философия и культура информационного общества: тезисы докладов седьмой международной научно-практической конференции: в 2-х частях. СПб., 2019. С. 74–76.
7. Кудлаев М. С. Процесс цифровизации образования в России // Молодой ученый. — 2018. — №31. — С. 3-7. — URL https://moluch.ru/archive/217/52242/ (дата обращения: 17.11.2019).
8. Малиева З.К. Феномен морального отчуждения в образовательном пространстве вуза как психолого-педагогическая проблема // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2015. № 3. С. 142–146.
9. Николенко Д.В., Болычева Я.К. Дистанционные образовательные технологии как средство повышения эффективности учебного процесса в СПО при изучении физико - математических дисциплин // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития». Уфа: Омега сайнс, 2020. С. 5-7.
10. Осадчая А.В. Виды кибербуллинга и формы противодействия ему // Проблемы качества образования. Психолого педагогические аспекты гуманитарной культуры общества. Управление в региональных социально-экономических системах: сборник докладов XVII научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. Таганрог, 2016. С. 73–76.
11. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/#1000(Дата обращения: 11.03.2022)
12. Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р О Концепции развития математического образования в РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70452506/ (Дата обращения: 13.01.2022)
13. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.
14. Современная цифровая образовательная среда в РФ [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (Дата обращения: 13.01.2022)
15. Цифровизация образования: опыт Эстонии, Сингапура и Южной Кореи [Электронный ресурс]. - URL: https://vc.ru/flood/77738-cifrovizaciya-o1brazovaniya-opyt-estonii-singapura-i-yuzhnoy-korei (Дата обращения: 13.01.2022)
16. Электронные ресурсы по математике [Электронный ресурс]. - URL: https://lbz.ru/metodist/iumk/mathematics/er.php (Дата обращения: 13.01.2022)
17. Capurro R. Information Ethics for the Information Society // Encyclopedia of Philosophy and the Social Sciences / B. Kaldis (ed.). 2013. Vol. 1. P. 471–473.
18. Douglas J., Douglas A., McClelland R., Davies J. Understanding Student Satisfaction and Dissatisfaction: An Interpretive
19. Frey C.B., Osborne M. (2015) Technology at Work: The Future of Innovation and Employment. Oxford, UK: University of Oxford.
20. Henderson M., Selwyn N., Aston R. What Works and Why? Student Perceptions of ‘Useful’ Digital Technology in University Teaching and Learning // Studies in Higher Education. 2017. No. 42 (8). P. 1567–1579.
21. Hui-Chun C. Potential Negative Effects of Mobile Learning on Students' Learning Achievement and Cognitive Load – a Format Assessment Perspective // Journal of Educational Technology & Society. 2014. No. 17 (1). P. 332–344.
Сингапур же занял первое место в рейтинге лучших систем образования мира по математике и естественным наукам. Благодаря чему и как им это удалось? По словам Марка Такера, президента Национального центра по вопросам образования и экономики США, секрет системы образования Сингапура в качестве учителей, которые, в основном, набираются из числа лучших выпускников местных ВУЗов. Развитие осуществляется в соответствии с национальной Программой по созданию цифрового государства (Digital Government Blueprint — DGB). Она направлена на расширение местной цифровой экономики и развитие умного цифровизированного общества. [15].
В отличие от процесса цифровизации образования в России, в других рассмотренных странах преподаватели имеют более квалифицированную подготовку для перехода к обучению в среде “online”, что несомненно сказывается в положительную сторону и помогает ученикам перейти на совершенно иную ступень образования. Кроме того, выделенные правительством ресурсы других стран определенно превосходят как численно, так и технически тот объём и качество ресурсов, что может предложить нам правительство РФ. Все эти факторы и позволяют ученикам из стран Южной Кореи, Сингапура и Эстонии получать такие высокие баллы по тестированию “PISA” и не только. Подготовленность учащихся из за рубежа во многом превосходит российских школьников, которые еще только начинают вкушать плоды цифрового образования в то время, как их сверстники из других стран занимаются этим еще с первого дня за партой. Внедрение новых образовательных стандартов еще не гарант их исполняемости. Во многом полноценному переходу к электронному обучению мешают два ключевых фактора: нехватка современных ресурсов (в том числе, и денежных), низкая профессиональная подготовленность учителей к переходу на цифровые площадки.