Психологическое сопровождение молодых спортсменов в процессе профессионального самоопределения

В данной магистерской диссертации проведена оценка уровня мотивации достижения успеха как показатель готовности к профессиональному самоопределению молодых спортсменов. Разработана программа психологического сопровождения молодых спортсменов по вопросам профессионального самоопределения.
Author image
Denis
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
21.10.2022
Объем файла
399 Кб
Количество страниц
84
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3920 руб.
4900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Отличительной особенностью спортивной деятельности является повышенное психическое напряжение, которое может возникать во всех ее сферах, что в свою очередь требует учета ряда факторов для достижения высоких результатов. Таким образом, во многом спортивные достижения оцениваются по способности спортсменов преодолевать различные экстремальные ситуации в спорте, которые представляют собой системные психические, физические, социальные, внутренние и внешние, моральные ограничения, возникающие перед ними, в свою очередь, требует постоянного развития и совершенствования структуры работы со спортсменами, развития методов и технологий тренировочного процесса. При этом для спортсмена характерно раннее включение в спортивную деятельность, которая может рассматриваться начальный этап профессионального самоопределения.
Это определяет актуальность нашего исследования, так как отличительной чертой спортивной деятельности является высокая конкуренция и ориентация на достижения высоких резу

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДЫХ СПОРТСМЕНОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 7

1.1. Профессиональное самоопределение молодых спортсменов 7

1.2. Психологические ресурсы молодых спортсменов как фактор профессионального самоопределения 17

1.3. Технологии психологического сопровождения профессионального самоопределения молодых спортсменов 23

Глава 2. Эмпирическое исследование профессионального самоопределения молодых спортсменов 32

2.1. Программа эмпирического исследования 32

2.2. Анализ полученных результатов 39

ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ в ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 58

3.1. Пояснительная записка 58

3.2. Описание программы 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82

ПРИЛОЖЕНИЯ 90

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андронова Е.Ю. Проблема сочетания спортивной и учебной деятельности: психологический аспект / Е. Ю. Андронова // Ананьевские чтения – 2017: Преемственность в психологической науке: В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов : материалы международной научной конференции / Андронова Е.Ю., Хвацкая Е.Е., 24–26 октября 2017 г. /отв. ред. Л.А. Головей, А.В. Шаболтас, – Санкт-Петербург.: Айсинг, 2017 –  С. 94-99.

2. Арендачук И.В. Теоретические основы дисциплины «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» : учеб. пособие для студентов педагогических и психологических специальностей. – Саратов : Наука, 2017. – 253 с.

3. Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение: Личности. аспект: дис. ... д-ра псих. наук: 19.00.07 /  Е. М. Борисова. –  Москва, 1995. - 411 с. 

4. Бянкина Л.В. Взаимосвязь мотивации занятий спортивной деятельностью и мотивации достижения успеха современные проблемы физической культуры и спорта / Л.В. Бянкина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. под ред. Е.А. Ветошкиной. – Хабаровск : ДВГАФК. 2019. –  С. 39-45.

5. Волкова И. П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. и общ. ред. И. П. Волкова; – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 384 с. – ISBN 5-318-00591-8.

6. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – Москва: Академия, 2018. – 288 с. – ISBN 5-7695-2089-2.  

7. Горская Г.Б. Психологические ресурсы преодоления долговременных психических нагрузок на разных этапах профессиональной карьеры спортсменов разных видов спорта / Г.Б. Горская, Совмиз З.Р. // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2018. №3. C. 88-93. –  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35787623 (дата обращения:12.08.2021). 

8. Дементьева Е. Н. Особенности самоактуализации спортсменов / Е.Н. Дементьева // Современные научные исследования и инновации: сайт. –  2017. – № 5. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67347 (дата обращения: 11.07.2021).

9. Демина Д. С. Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития подростков: на примере индивидуальных и групповых видов спорта: автореф. дис. … канд. псих. наук : 19.00.07 / Д.С. Демина – Нижний Новгород, 2017. - 25 с.

10. Дергач Е. А. Мотивационный фактор как один из решающих в завершении спортивной карьеры спортсменов разных возрастных групп / Е.А. Дергач // Омский научный вестник. – 2018. – № 2 (116). – С. 228-231. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19916096 (дата обращения 01.07.2021).

11. Диянова, З. В.  Общая психология. Личность и мотивация. Практикум : учеб. пособие для вузов / З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2021.  – 139 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-11876-6. – URL: https://urait.ru/bcode/472952 (дата обращения 11.02.2021).

Оснащение: форма анкеты в печатном формате.
Процедура исследования: респонденту предлагается ответить на 45 пар суждений, которые отражают различные причины занятия спортом. Для начала респонденту необходимо выбрать из пары то высказывание, которое больше всего подходит ему. Затем респонденту предлагается уточнить, в какой степени оно у него выражено.
Методика включает следующие мотивы прихода в спорт:
Мотив эмоционального удовольствия (ЭУ) — стремление, отражающее радость движения и физических усилий.
Мотив социального самоутверждения (СС) — стремление проявить себя, выражающееся в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, зрителями.
Мотив физическо