Коррекция тревожности детей младшего школьного возраста средствами сказкотерапии

Выпускная квалификационная работа, целью которой является теоретически обосновать и практическим путем проверить эффективность использования сказкотерапии, направленной на коррекцию тревожности детей младшего школьного возраста. В ходе исследования автор раскрывает понятие "тревожность"; описывает особенности проявления тревожности у детей младшего школьного возраста; проанализировал сказкотерапию как средство корркции тревожности у детй младшего школьного возраста.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
21.10.2022
Объем файла
896 Кб
Количество страниц
37
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных в современной психологии в связи с информационными перегрузками и напряженным ритмом жизни, в связи с увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышением беспокойства, тревожности, агрессивности, неуверенности, эмоциональной неустойчивости. Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, которая проявляется в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Она влияет не только на учебную деятельность, но и на формирование личности в целом, особенно в младшем школьном возрасте. Для проведения коррекционно-развивающей работы и понижению уровня тревожности необходимо знать её причины возникновения. Проблему тревожности изучали следующие педагоги и психологи: А.М. Прихожан, А. Е.И. Рогов, Е. Савина, И. Захаров, А. О. Прохоров, Ж. М. Глозман, В. В, Зоткина, В. В. Суворова, Л. И. Божович, А.И. Захаров, Б.И. Кочубей и другие.
 

Оглавление

Введение 4

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты использования метода сказкотерапии в работе с тревожностью детей младшего школьного возраста 6

1.1. Причины проявления тревожности у детей младшего школьного возраста 10

1.2. Сказкотерапия как средство коррекции тревожности у младших школьников 14

Выводы по главе 1 17

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по работе с тревожностью детей младшего школьного возраста Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Гимназия № 4" города Смоленска посредством использования метода сказкотерапии 18

2.1.  Констатирующий эксперимент. Диагностика уровня тревожности 18

2.2. Формирующий эксперимент. Реализация комплекса профилактических мероприятий по коррекции тревожности посредством метода сказкотерапии 23

2.3.  Контрольный эксперимент. Анализ полученных результатов и их интерпретация 31

Выводы по главе 2 36

Глава 3 Психолого-педагогические рекомендации участникам образовательного процесса по коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Гимназия № 4" города Смоленска посредством метода сказкотерапии 37

3.1.  Психолого-педагогические рекомендации педагогическим работникам 37

3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям 39

Выводы по главе 3 43

Заключение 44

Список литературы 45

Приложения 47

Список литературы

1. Андреев П. В., Кравцова Е.М., Пятницкая Е. В. Психолог в образовании: теория и практика: учеб.пособие. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2017. 236 с. 

2. Артюшина Н. Н., Федюнина И. В. Мастер-класс по сказкотерапии для родителей «Путешествие в сказку» // Материалы X Международной научной конференции «Продуктивное обучение: опыт и перспективы». Самара, 2018, С.23-33. 

3. Беляева Е. В., Борзенкова И. В. Коррекция тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста методом сказкотерапии // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2015. №1(4). С. 85-88. 

4. Бочева Н. А. Анализ программ по коррекции тревожности в начальной школе // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2011. № 1. С. 102-107. 

5. Ганжин В. В. Сказкотерапия как педагогический метод коррекции личностоного роста // Молодой ученый. 2016. №28 (132). С.856- 858. 

6. Гараева С. В. Сказкотерапия как средство коррекции тревожности младших школьников // Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Широков О. Н. и др. 2017. С.181-183. 

7. Житникова В. М. Сказкотерапия как процесс коррекции, способствующий формированию у ребенка коммуникативных и творческих компетенции // Материалы VI всероссийской научно-практической конференции. 2018. 

8. Зеленко О. В. Современные технологии сказки для психолого-педагогической работы с детьми и подростками // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №5. С.45-49. 

9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. – Санкт-Петербург: Речь, 2008. 240 с. 

10. Иовлева Т. Е., Рудомазина В. М. Проявление тревожности младших школьников в сюжетах сочиненных сказок. Возможности и ограничения приема сочинительства // Наука и школа. 2013. №2. С.139-143. 

11. Кирейчева Е.В. Структура программы профилактики и коррекции школьной тревожности детей младшего школьного возраста с помощью сказкотерапии // Евразийский союз ученых. 2016. № 1-4 (22). С. 137-139. 

12. Клименко К. В. Коррекционный метод – сказкотерапия // Гуманитарный трактат. 2017. №18. С.67-75. 

13. Короткова Л. Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации – М. : ЦГЛ. 2006. 144 с. 

14. Купченко В. Е., Устюгова Е. В. Эффективность сказкотерапии как метода коррекции тревожности в младшем школьном возрасте // Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 201- 205. 

15. Милютина М. В. Применение сказкотерапии в работе педагога-психолога школы. Занятие педагога-психолога с элементами сказкотерапии для обучающихся 3-4 классов // Научно-методический журнал педагогический поиск. 2019. № 1. С. 45-50. 

16. Пономаренко К. Г., Шапарь Я. Д. Коррекция детской психики через сказкотерапию // Уникальные исследования XXI века. 2015. №5(5). С.168-170.

17. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. «Питер». 2009. 304 с. 

18. Разумова Е. М., Павлушкина Я.А. Тревожность в структуре личности // Сборник научных трудов. Магнитогорск. 2019. С. 155-161. 

Л. Д. Короткова рассматривает сказкотерапию как метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром, и выделяет главной целью сказкотерапии снижение агрессивности, устранение тревожности и страхов, развитие саморегуляции и позитивных взаимоотношении с другими людьми [27, с.6].
Уникальность сказкотерапии в том, что она умещает в себе всё, начиная от диагностики до коррекции, включая профилактику и развитие индивидуальности.
В сказках можно найти богатый перечень человеческих проблем, и различные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуации», к