Гендерные различия агрессивного поведения у подростков
Введение
На сегодняшний день в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на подростков. Рост межличностных и межгрупповых конфликтов, популярность отдельных неформальных группировок, культивирующих нетерпимость в обществе, еще сильнее усугубляют ситуацию. Кроме того, все чаще семья не выполняет такие важные функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. В этих условиях анализ проблемы агрессивного поведения детей подросткового возраста особенно актуален. За последние десятилетия было проведено множество исследований, изучавших с самых разных точек зрения проявляющееся агрессивное поведение. В большинстве исследований выявляются и описываются уровни агрессивного поведения и влияющие на него факторы. Вместе с растущим осознанием того факта, что в предыдущих исследованиях агрессии не уделялось должного внимания аспектам женской агрессии, возник интерес к изучению женской агрессии как особого явления.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 6
1.1. Проблема агрессии и агрессивного поведения в психологии 6
1.2. Основные психологические подходы к изучению агрессии 14
2. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ЛИЦ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Психологические проблемы подросткового возраста как пубертантного периода развития 24
2.2. Гендерные различия агрессивного поведения у подростков 33
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ 41
3.1. Программа экспериментального исследования 41
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
Не найдено
К. Хорни, исследуя проблемы кризисных состояний, в которых индивид проявляет агрессию, насилие, показала взаимосвязь последних с повышенной базисной тревожностью личности. Человек, подверженный состоянию «движению против людей», склонен к конфликтности, проявлению агрессивности, насилия. Агрессия является одним из многочисленных видов психологической защиты индивида, стремление к безопасности, гипотетические потребности комфорта и удовольствия [73].
Работы К. Роджерса, В. Франкла, Ф. Перлза и др. исследуют и объясняют проявление агрессии и насилия в соответствии со своими основными положениями. К. Роджерс считал, что агрессия и насилие являются вынужденными ответными действиями индивида на ограничение его свободы, возможности выбора.
Агрессия и насилие являются разновидностью психологической защиты, маской. Агрессия есть ответ организма на опыт, который был воспринят как угрожающий, не соответствующей представлению индивида