Социальная работа с детьми-инвалидами в России: история и современность.
Введение
Актуальность исследования. Анализ количества детей-инвалидов Всемирной организацией здравоохранения, показал, что порядка 2-3 % детей на всей планете – это дети- инвалиды.
Основополагающим направлением в социальной политике в современном государстве является предупреждение детской инвалидности, создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В России на сегодняшний момент- это является одной из основных частей социальной работы.
Статистика в России показывает, что количество детей с ограниченными возможностями постоянно растет, так с 2001 по 2008 годы распространенность детской инвалидности в РФ увеличилась в 3,5 раза (2001 год - 5,9; 2008 год - 20,6 на 1000 детей в возрасте до 16 лет).
Содержание
Глава 1. Теоретический анализ проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями 9
1.1. История отношения общества к инвалидам……………………………..9
1.2. Дети с ограниченными возможностями в современном мире и их проблемы 10
1.3. Социальные аспекты реабилитации и социальной адаптации как основные направления деятельности государственных социальных служб с детьми-инвалидами 20
1.4. Основные цели, задачи и принципы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 31
Глава 2. Практический опыт реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями 46
2.1. Сравнительный анализ достижений в организации реабилитационной работы с детьми –инвалидами в различных странах 46
2.2. Нормативно-правовые основы реабилитации детей с ограниченными возможностями в России 60
2.3. Опыт организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями на примере социально-реабилитационного центра «Отрадное», г. Москва. 67
Заключение 78
Список использованной литературы 83
Приложение 1 87
Приложение 2 95
Список использованной литературы
1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г (вступила в силу 15 сентября 1990)// Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок четвертая сессия, Дополнение №49 (А/44/49.-С. 230-239.
2. Конституция РФ от 12.12.1993// Российская газета.-№ 237.-25.12.1993.
3. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 (последняя редакция от 15.05.2001).-М.: Юрайт.-2008.-637 с.
4. Семейный кодекс РФ 8 декабря 1995 года. (в ред. Федеральных законов от 15.11.1997 N 140-ФЗ, от 27.06.1998 N 94-ФЗ, от 02.01.2000 N 32-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 28.12.2004 N 185-ФЗ, от 03.06.2006 N 71-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ).М.:Юрайт.-2008.-745 с.
5. Федеральный закон «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 (последняя редакция от 22.08.2004)// Российская газета.- № 172.- 31.07.92.-С.3-18.
6. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г № 78-ФЗ «О библиотечном деле» ( последняя редакция от 3 июня 2009 г)// Электронный ресурс: Консультант плюс. -Режим доступа: http: //www. consultant.ru/ popular/ cons/.
7. Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 1222- ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (последняя редакция от 22 августа 2004 г) // Электронный ресурс: Консультант плюс. -Режим доступа: http: //www. consultant.ru/ popular/ cons/.
8. Федеральный закон 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».( последняя редакция 24 июля 2009 г) // Электронный ресурс: Консультант плюс. -Режим доступа: http: //www. consultant.ru/ popular/ cons/.
9. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» № 195 от 10.12.1995 (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ) [Первоначальный текст документа]// Российская газета.- № 150.- 04.08.1995.-С.3-19.
10. Федеральный закон от 22 августа 1996 г № 125-ФЗ«О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (последняя редакция от 20 ноября 2009 г.) // Электронный ресурс: Консультант плюс. -Режим доступа: http: //www. consultant.ru/ popular/ cons/.
11. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124 от 24.06.1998 (последняя редакция 30.06.2007) //Российская газета № 264.-5.09.2007.-С.2-19.
12. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 г.г.// Российская газета.- № 22.- 02. 02.2007.-С.18.
13. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. — 368 с.
14. Беляева М.А. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида.- Екатеринбург: АМБ, 2020.- 120 с.
15. Вачков И. Дистанционное обучение для детей-инвалидов // Школьный психолог. № 38. 2017.- С.5-19.
16. Гадирова Н. Социокультурная среда как фактор реабилитации детей-инвалидов//ХХ1 век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека. Сб. тез. докл.междунар. научно-практ. конференции. М.: МГУКИ, 2019.-с.88-89.
17. Гуслова М.Н. Методика и организация социально-культурной деятельности с семьей в центре реабилитации детей с ограниченными возможностями. Атореф.дис. канд. пед. наук. М.: МГУКИ, 2017. -22 с.
18. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы: пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 2020.- 384 с.
19. Дубинский С.А. Социальная работа в Германии- - М.: Государственная Академия сферы быта и социальных услуг, 2017. – 210 с.
20. Дыскин А., Танюхина С. Социально-трудовая реабилитация инвалидов. – М.: АспектПресс, 2018.- 142 с.
21. Егорова Т. В. Педагогическая поддержка социальной интеграции детей с ограниченными возможностями: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Саратов, 2020.- 19 с.
22. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. – М.:Флинта, 2017.- 163 с.
23. Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе. Волгоград, 2017.-65 с.
24. Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. – Владивосток, 2017.- 88 с.
25. Киселева Т.Г. Новые горизонты социокультурных технологий // Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации. М.: МГУКИ, 2017. - С. 1-5.
26. Кузнецова Основные технологии социальной работы. Владивосток, 2020.-92 с.
27. Лагункина В.И. Социальная реабилитация инвалидов: социологический аспект: Автореф. дис. канд. социол. наук.- М., 2018.- 25 с.
28. Моздокова Ю.С. Совершенствование технологических процессов социокультурной реабилитации инвалидов // Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации. М.: МГУКИ, 2019. - С. 23.
29. Мацукевич О.Ю.Социально-педагогические аспекты ресоциализации сирот, имеющих инвалидность, в школе-интернате // Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации.- М.:МГУКИ, 2017.- С. 57.
30. Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Технологии социальной работы (Под. Общ. ред. И. И. Холостовой), -М., Инфра-М, 2018.- 221 с.
31. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. -М., 2017.- 52 с.
32. Сафиуллин Р.А. Роль системы дополнительного образования в социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями // Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации. -М.: МГУКИ, 2017. С. 109.
33. Социальные технологии: Толковый словарь. - М., 2004, 286 с.
34. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. - М.: Академический проспект, 2018.- 496 с.
35. Фирсов М.В., Студенков Е.Г. Теория социальной работы. - М.: ВЛАДОС,2017.- 426.
36. Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2006.-384 с.
37. Юрлов Ф.Н. Социальные издержки глобализации // Социологические исследования.- 2019.- № 7.- С. 5-21.
Основной «клеточкой» социально-реабилитационного процесса являются оперативные задачи, последовательность выполнения которых приводит к решению тактической и стратегической целей. Чтобы социально-реабилитационные задачи были грамотно поставлены, необходимо учитывать следующие их особенности :- Социально-реабилитационная задача должна включать в себя характеристику психического развития ребенка до коррекционного воздействия и желательные изменения, которые должны произойти в его психике на определенном этапе социально-реабилитационного процесса.