Совершенствование методов оценки стратегического потенциала промышленных организаций
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях нестабильности рыночной экономики, ужесточения конкуренции, повышения требовательности потребителей к качеству продукции важное место в управление предприятием отводится оценке стратегического потенциала, ориентированного на формирование конкурентных преимуществ, методов и способов ведения экономической борьбы, которые позволили бы организации долговременно и устойчиво функционировать на рынке.
Особую роль данный процесс играет в машиностроении. Машиностроение является одной из стратегически важных отраслей промышленности, обеспечивающих развитие и безопасность страны. Предприятия машиностроительной отрасли обеспечивают любое производство машинами и оборудованием, а население - предметами потребления. В то же время российское машиностроение имеет недостаточный уровень развития в отличие от большинства развитых стран. Основными причинами такого сдерживания развития являются: ограниченность доступа кредитных ресурсов, крайне низкое инвестиционное и инновационное обеспечение, низкая квалификация менеджмента, слабо развитая производственно-техническая база.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Теоретические аспекты формирования стратегического потенциала 12
1.1 Сущность и состав стратегического потенциала 12
1.2 Влияние стратегического потенциала на конкурентоспособность 24
1.3 Стратегический потенциал как основа стратегического управления промышленной организацией 27
2 Методические основы стратегического потенциала и эффективности его использования предприятий машиностроения 32
2.1 Современное состояние и динамика развития машиностроения 32
2.2 Планирование развития стратегического потенциала в промышленных организациях 39
2.3 Анализ инструментов оценки эффективности стратегического потенциала промышленных организаций 52
3 Совершенствование подхода к оценке стратегического потенциала промышленных организаций и эффективность его использования 57
3.1 Методический подход к проведению оценки стратегического потенциала промышленных организаций в контексте разработки стратегии развития 57
3.2 Практическое применение методического подхода оценки стратегического потенциала промышленных организаций 66
3.3 Определение экономического и социального эффекта от применения методического подхода 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А Ключевые показатели эффективности реализации экономической стратегии организации 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б План стратегических мероприятий ПАО «АМЗ» на 2020-2024 гг. 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антипов Ю. Инновационная деятельность как фактор конкурентоспособности фирмы // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2017. - № 3 (89). – С. 212-221.
2. Беляев В. Н. Конкурентоспособность предприятий горнопромышленного комплекса : методологические и методические аспекты. - Екатеринбург : ИЭ УрО РАН , 2017. - 70 с.
3. Бутко Г. П. Стратегия обеспечения конкурентоспособности предприятий лесного комплекса : моногр. - Екатеринбург : Б. и. , 2018. - 227 с.
4. Васильева Н. А. Условия формирования конкурентных преимуществ реального сектора экономики Саратовской области // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. - 2018. - N 1. - С. 56-61.
5. Волчков А. Н. Инновационная активность фирмы на основе применения механизма воспроизводства и обновления основных фондов - стратегический ресурс сохранения конкурентоспособности и экономического роста // Справочник. Инженерный журнал. - 2017. - N 4. - С. 41-46.
6. Воронов А. А. Моделирование конкурентоспособности продукции // Стандарты и качество. – 2018. - N 11. - С. 44-47.
7. Гвазава Д. Г. Экономические аспекты интенсификации молочного скотоводства // Доклады Российской академии сельскохозяйственных наук. – 2016. - N 2. - С. 47-50.
8. Демченко А. О. Роль технологических инноваций в стратегии развития предприятия // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2018. - № 2. - С. 93-96.
9. Жданкин Н. А. Охрана труда как важнейший элемент конкурентоспособности предприятия // Трудовое право. – 2015. - N 2. - С. 13-16.
10. Залищевский Г. Д. КИНЕФ : инновационная деятельность и научно-технический прогресс // Нефтепереработка и нефтехимия. Научно-технические достижения и передовой опыт. – 2018. - N 10. - С. 3-5.
11. Илышева Н. Н. Сборник аналитических показателей инновационной деятельности организации // Качество. Инновации. Образование. – 2018. - N 2. - С. 26-30.
12. Кабакова Э. В. Взаимосвязь конкуренции и инновационной деятельности // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2016. - Т. 4. - № 12-1. - С. 108-111.
13. Клочков В. В. Организационно-экономический анализ конкурентоспособности отечественных авиадвигателей // Технология машиностроения. – 2018. - N 6. - С. 74-78.
14. Криворотов В. В. Конкурентоспособность предприятия : источники формирования, оценка, пути повышения. - Екатеринбург : ИЭ УрО РАН , 2018. - 77 с.
15. Кузьменко В. Комплексная оценка инновационных проектов создания новых товаров // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2018. - № 1 (49). – С. 21-28.
16. Лебедева Н. Н. Инновационная активность предприятий как условие их конкурентоспособности // Journal of Institutional Studies = Журнал институциональных исследований. - 2018. - Т. 2. - № 4. - С. 15-21.
17. Лукашин А. С. Система менеджмента качества // Грузовик &. – 2017. - N 4. - С. 53-54.
18. Львова А. Диалектика брэнда. Смена имиджа в целом и имени фирмы в частности становится еще одним фактором повышения конкурентоспособности // Директор. – 2018. - N 3. - С. 60-62.
19. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 16-го изд. - М.: Республика, 2018.
20. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы экономики: Учеб. пособие. 2 изд. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2018.
21. Моисева Н.К. Международный маркетинг: Учебник. -- М.: Центр экономики и маркетинга, 2017.
22. Напхоненко Н. В. Коммерциализация технологий и конкурентоспособность отечественных предприятий // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Технические науки. - 2017. - N 5. - С. 105-107.
23. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ.; Под. ред. В.Д. Щетинина. -- М.: Международные отношения, 2018.-896 с.
24. Романов А.Н. Маркетинг -М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2016 - 283с.
25. Повышение конкурентоспособности компании : формирование рыночной стратегии и ее практическое осуществление : разъяснения, советы и рекомендации В. В. Кеворкова и Д. В. Кеворкова. - М. : Российская газета , 2015. - 215 с.
26. Прокопенко С. Маркетинговый подход к разработке новых резцов для шахтных комбайнов // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2011. - № 5. - С. 416-422.
27. Рудычев А. А. Конкурентоспособность товаров : теоретико-методологический аспект // Строительные материалы. – 2017. - N 8. - С. 2-7.
28. Селименков Р. Ю. Пути повышения конкурентоспособности лесного комплекса региона // Финансовая аналитика : проблемы и решения. - 2018. - N 6 (30). - С. 60-67.
29. Семенов В. М. Развитие технико-технологических инноваций как основа обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий // Вестник УГТУ-УПИ. Серия : Экономика и управление. - 2018. - № 5. - С. 67-77.
30. Совместные инновационные проекты - залог конкурентоспособности // Областная газета. - Екатеринбург, 2016. - 7 сент. - С. 1.
31. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие/ Г.В. Савицкая. - 7-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2018. - 704с.
32. Самуэльсон П. А. Экономика. Т.1. - М.: 2018
33. Селезнева И.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб. Пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018г. - 479с.
34. Скотт М. Факторы стоимости: Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости / Пер. с англ. -- М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2018. -- 432 с.
35. Стаханов В.Н., Ивакин Е.К. Маркетинг в строительстве: Учебное пособие.-М.: «Издательство ПРИОР», 2011.-144с.
36. Томпсон-мл. Артур А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации для анализа.-12-е изд.: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2018.- 476с.
37. Танака Хироши. Увеличение конкурентоспособности национальной промышленности путем использования открытых инноваций и управления метапрограммами // Управление проектами и программами. – 2018. - № 1, 2, 3, 4.
38. Чернов И. Опыт разработки стратегической концепции завода металлоконструкций // Индустриальный и b2b маркетинг. – 2018. - № 3. – С. 212-229.
39. Шахватова С. А. Рубли из металлолома : инновационный путь развития - основное направление экономического роста и повышения конкурентоспособности продукции ломоперерабатывающих предприятий // Российское предпринимательство. - 2018. - N 1. - С. 59-62.
40. Шевченко И. В. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятий с позиции мирового опыта // Финансы и кредит. – 2018. - N 10. - С. 6-10.
41. Шейхи Ш. Прокатка и отделка : пути удовлетворения требований к продукции будущего // Черные металлы. - 2017. - N 4. - С. 52-59.
42. Шувалов В. Н. Кто на новенького? : влияние инновационной активности на повышение конкурентоспособности предприятия // Российское предпринимательство. – 2018. - N 10. - С. 28-31.
43. Шумаев Виталий. Развитие экономики на основе инноваций, интеграции и логистической координации // Логистика сегодня. – 2017. - № 1. – С. 64-73.
44. Юрьева Д. В. Особенности формирования конкуренно-стратегического механизма в металлургических холдингах для оценки конкурентоспособности отдельных его предприятий // Вестник Пермского университета. - 2016. - Вып. 3 (6). - С. 66-83.
В целом объём выпуска продукции в российском автомобилестроении (производство грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов) сократилось по сравнению с 2019 годом. В 2019 году по отношению к 2016 году производство легковых автомобилей увеличилось на 34,2% (+443 тыс. шт.). По экспертному мнению, рост производства легковых автомобилей обеспечен увеличением внутреннего спроса за счёт действия программы утилизации старых автомобилей, льготного кредитования и высоких импортных пошлин [10, с.10].
В 2020 году производство грузовых автомобилей сократилось на 78 тыс. шт. (или на 27,4%) по сравнению с 2016 годом. По мнению экспертов «РИА-Аналитика», производство грузовых автомобилей довольно сильно отстаёт от докризисного уровня. Основным фактором роста внутреннего рынка грузовых автомобилей является постепенный выход из кризиса строительного сектора, который начинает увеличивать спрос на новую технику [10, с. 15-17]. Как отмечают эксперты «РИА-Аналит