Психологические факторы профессионального стресса педагогов СОШ в условиях цифровизации образовательного процесса
Введение
Актуальность проблемы. В современном мире информационные технологии внедрены во все сферы общественной жизни и для того, чтобы государство оставалось конкурентоспособным необходима интеграция информационных технологий и их активное применение для ускорения, улучшения качества работы особо важных систем. В Указе Президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года содержатся задачи по ускорению темпов внедрения цифровых технологий в экономическую и социальную сферы. Следовательно, данный процесс напрямую затрагивает образовательную среду, так как экономика связана со всеми сферами жизни общества.
В декабре 2019 года в провинции Ухань (Китай) произошла вспышка заболевания новым вирусом SARS-Cov-2, более известным как COVID - 19. У властей Китая не получилось справиться с данной эпидемиологической проблемой, в следствии чего «новоиспеченный» вирус из угрозы одного государства перерос в глобальную опасность для здоровья населения всего мира. В России первый случай заражения был зафиксирован 30 января 2020 года, что стало началом пандемии в стране. Через некоторое время количество случаев заражения вирусом начало возрастать, власти России были вынуждены заняться решением данной проблемы. С 30 марта 2020 года в стране начал действовать режим нерабочих дней, который продлился до 11 мая 2020 года. Для обеспечения безопасности своих сотрудников, многие работодатели перевели рабочих на дистанционный формат работы. С данной ситуацией столкнулись и образовательные учреждения, в первую очередь школы. Преподаватели были вынуждены приспосабливаться к работе в новых, нестандартных для себя условиях.
Оглавление
Глава I. Теоретико-методологические предпосылки изучения психологических факторов профессионального стресса педагогов в условиях цифровизации общеобразовательных школ. 6
1.1. Основные психологические подходы к изучению проблемы стресса 6
1.2. Сущность и содержание профессионального стресса педагогов в условиях цифровизации 20
1.3. Теоретическая модель профессионального стресса учителя в условиях цифровизации образовательного процесса 31
Выводы по главе I. 42
Глава II. Экспериментальное исследование психологических факторов профессионального стресса педагогов СОШ в условиях цифровизации образовательного процесса. 44
2.1. Методический замысел эмпирической модели исследования 44
2.2. Результаты эмпирического исследования 47
Список используемой литературы 58
Список используемой литературы
Нормативно - правовые акты:
1. Конституция РФ, 1993 г.
Учебная и научная литература:
2. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. – 1988. - №5.
3. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека – Спб.: ВМА, 1999. – 395с.
4. Архангельский А.Д. Летняя координациометрия // Военно – санитарное дело. – 1934. - №5.
5. Виру А.А. Об изменениях в деятельности эндокринных желез при эмоциях, сопрвождающих спортивные соревнования // Психологические вопрсы тренировки и готовности спортсменов к соревнованиям. – М.: 1969.
6. Иванов Е.А., Тищенко А.Г., Шерман Д.Д. Характер мышечных статических усилий как показатель эмоционального напряжения //Вопросы психологии. – 1969. – №2.
7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – Спб.: Питер.2002. – 752с.: ил. – ( Серия «Мастера психологии»).
8. Китаев – Смык А.А. Психолгия стресса. – М.: Наука,1983 – 513с.
9. Куликов Л.В. Психология натроения. – Спб., 1997 – 260с.
10. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. – Л.: Академия, 1970.
11. Леви В.Л., Волков Л.З. Застенчивость как межгрупповой феномен // Проблемы взаимодействия в группах учащихся. – Минск, 1970.
12. Марищук В.Л. Функциональные состояния и работоспособность// Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда Ч.1.-Л., 1974. – 389с.
13. Марищук В.Л. Эмоции в спортивном стрессе. – Спб.: КВИФК, 1995. – 205с.
14. Наенко Н.И., Овчинникова О.В. О различении состояний психической напряженности // Психологические исследования. – Вып. 2. – 1970.
15. Носенко Э.Л. Изменение характеристик речи при эмоциональной напряжённости. – Днепропетровск, 1975. – 315с.
16. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996 – 240с.
17. Пашина А.Х. Опыт исследования эмоцилнальной сферы у сотрудников детского дома // Психологический журнал. – 1995. - №2.
18. Педаяс М.И. Эмоциональность как фактор взаимодействия // Взаимодействие коллекива и личности. – Таллинн, 1979.
19. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Владос, 1982. – 318с.
20. Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 224с.
21. Сырицо Т.Г. Эмоциональность как профессионально – важное качество учителя: Автореф.дис. – Спб., 1997. – 115с.
22. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – М.: Филинъ, 2000. – 369с.
23. Филина С. О «Синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогв и других специалистов социальнойсферы // Школьный психолог. – 2003. - №36.
24. Чирков Ю.Г. Стресс без дистресса. – М.: ФиС, 1988. – 430с.
25. М.Л. Мельникова. Психология стресса: теория и практика. – Екб., 2018. – 110с.
Следующим является аспект процесса, на котором взаимодействуют характеристики человека и ситуации. Это момент, когда сотрудник оценивает рабочую среду и решает, представляет ли она опасность или нет.
После того, как окружающая среда была оценена, сотрудник анализирует как стрессоры могут повлиять на него и его работу, взаимоотношения с другими работниками и организацию в целом. Таким образом, «аспект человеческих последствий» представляет собой различные способы, при помощи которых сотрудники могут реагировать на стрессоры, и которые могут иметь последствия для каждого отдельного работника (например, проблемы со здоровьем, злоупотребление психоактивными веществами и т. д.).
Напротив, «организационные последствия» говорят о том, какие последствия могут быть для организационного функционирования (более высокий уровень невыходов на работу и наоборот).
В зависимости от того, какие результаты получит отдельная организация, будет избрана модель ответных действий для восстановления благоприятной рабочей среды. Это называется адаптивным реагированием, которое требует усилий в отношениях личности и организации, способных адаптивно реагировать на стрессоры.
Адаптивной реакцией человека может быть использование комплекса упражнений, когда чувствует напряжение или тревогу. Что касается действий со стороны организации, то она может попытаться установить гибкий график работы, если обнаружится, что увеличилось количество ситуаций невыхода на работу со стороны сотрудников.