Взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Каждый год из общеобразовательных учреждений выпускаются сотни учеников. Кто-то из них прекращает обучение, но как правило, большинство из них продолжают обучение в средних или же высших профессиональных учебных заведениях. В это время на первый план выходит вопрос о выборе профессии. В дифференциальной психологии проведены исследования, на основе которых были определены главные взгляды на проблемы профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Старшеклассники пытаются учесть большое количество факторов: престижность профессии, уровень заработной платы, возможность повышения в должности, рекомендации родителей, учителей, друзей. Самой обширной группой факторов при выборе профессии являются интересы юноши и стремления. Однако, у юношей и девушек часто возникают конфликты с родителями, так как их собственное мнение не всегда учитывается. В данном случае, профориентационная работа может стать выходом из данной ситуации.
Самоопределени
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Характеристика юношеского возраста
1.2. Особенности личностного самоопределения в юношеском возрасте
1.3. Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЮНОШЕЙ
2.1. Общая организация и этапы исследования личностного и профессионального самоопределения юношей
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Модель развития психологической готовности юношей и девушек к личностному и профессиональному самоопределению
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абульханова-Славская, К.С. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1981. – 44 с.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психологи / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1999. — 672 с.
3. Ананьев, Б. Г. Вопросы психологии / Б. Г. Ананьев. - М.: Педагогика – 1972. – №3 – С. 16-23
4. Андреева, Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности / Г.М. Андреева. – М.: Асток-Пресс, 1987 – 55-67 с.
5. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания / О.Е. Баксанский. - М.: КД Либроком, 2018. - 368 c.
6. Библер, В.М. Михаил Михайлович Бахтин, или новая поэтика культуры/ В.М. Библер. – М.: Прогресс, 1991. – 176 с.
7. Братусь, Б. С. Общая психология: в 7 т. / Б. С. Братусь. – М.: Академия, 2013. – 480 с.
8. Васильев, Г. С. Проблема коммуникативных способностей / Г.С. Васильев. - М.: Речь, 2001. - 21 с.
9. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994.- №3. - С. 43-52.
10. Гинзбург, М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии -1988.- № 2.- С. 19 - 27.
11. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е.И. Гловаха С.: Питер, 2000. – 269 с.
12. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2013. - 464 с.
13. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2008. - 38 c.
14. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. - М.: Академия, 2009. - 240 с.
15. Зейгарник, Б.В. Психология личности: норма и патология: избранные психологические труды / Б.В. Зейгарник. - М.: МОДЭК, 1998. - 347 с.
16. Иовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л.А.Йоваша. -М.: Педагогика, 1983.- 129 с.
17. Кагермазова, Л.Ц. Возрастная психология / Л.Ц. Кагермазова. М.:Академия, 2001. -254 с.
Старшеклассники, которые находятся в статусе обусловленности, они не обременены ответственностью и не принимают какие-либо решения самостоятельно, они позволяют взрослым сделать выбор за себя.
В дальнейшем, у этих старшеклассников формируются прочные связи со значимыми для них людьми. Старшеклассники, находящиеся в статусе обусловленности, стараются соблюдать авторитарные ценности, в отличие от других старшеклассников.
Для старшеклассников, пребывающих в статусе диффузии, характерна неконкретная направленность личности и мотивация деятельности, они не любят, когда им задают лишние вопросы, касающихся личностного самоопределения. Как правило, эти старшеклассники росли без родительской заботы, поэтому статус диффузии, в котором они находятся, придает им следующую характеристику: асоциальные личностей, прибегающие к употреблению наркотиков и алкоголя.
Статус