Картина фантастического мира в романах С.В. Лукьяненко и ДЖ. К. Роулинг

Цель дипломной работы – изучение особенностей фантастического мира в романах Роулинг и Лукьяненко, анализ некоторых их элементов, исследование связи русской и западноевропейской фэнтези конца ХХ – начала ХХI века
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
17.10.2022
Объем файла
96 Кб
Количество страниц
51
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Середина ХХ века в мировой литературе ознаменована появлением нового жанра «фэнтези», истоки которого – в мифах и сказках. Однако «фэнтези» отличает ряд жанровых признаков. Единого мнения о том, кто является родоначальником нового жанра, нет, но можно сказать однозначно, что широкую известность он получил благодаря английским писателям Клайву Стейплу Льюису («Хроники Нарнии») и Джону Рональду Руэлу Толкину («Хоббит: туда и обратно», «Властелин Колец»). Первые литературные опыты российских писателей в жанре фэнтези датируются 90-ми годами ХХ века. В настоящее время возрастает интерес к изучению фэнтези как особого жанра литературы. Исследование структуры, отличительных черт и приемов фэнтези помогает понять его востребованность. 
Одним из ярких представителей фэнтези 1990-х годов в России, на наш взгляд, является Сергей Васильевич Лукьяненко, в европейской культуре  –  автор серии книг о Гарре Поттере Джоан Кэтлин Роулинг. 
Сергей Лукьяненко – советский писатель-фантаст (11 апреля 1968 г.р.), первые книги которого вышли на рубеже 1980-90-х годов. Помимо большого числа литературных премий, в 1999 году Сергей Лукьяненко стал самым молодым лауреатом «Аэлиты» – старейшей отечественной премии, присуждаемой за общий вклад в развитие фантастики. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ФЭНТЕЗИ КАК ОСОБЫЙ ЖАНР ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ПРОИЗВЕДЕНИЯ 12

1.1. Подходы к исследованию жанра фэнтези 12

1.2 . Фантазийная картина мира и мифологическая картина мира: сходства и различия 22

1.3. Трансформация мифологем в фантазийной картине мира Дж. К. Роулинг 28

ГЛАВА 2. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ РОМАНОВ С.В. ЛУКЬЯНЕНКО И ДЖ. К. РОУЛИНГ 35

2.1. Аллюзии и реминисценции в романе С. Лукьяненко «Мальчик и Тьма» 35

2.2. Реальный и сказочный мир в романах «О Гарри Потере» и Мальчике 41

2.3. Функции приемов фантастического в романах С. В. Лукьяненко и Дж. К. Роулинг 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Научная и справочная литература

1. Аввакумова Е.А. Магия латинского языка в мире Гарри Поттера // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (53). С. 333–335.

2. Акаяки К. Трактат о тяжелой жизни, неоднозначности и квантовом характере произведений С.В. Лукьяненко //  Та сторона. 1999, С. 33.

3. Аничкин А.О. Долохов, Толстой и Гарри Поттер // Вопросы литературы. 2018. № 1. С. 113–122.

4. Аргаузова М. Система образов в романе Дж. Роулинг «Гарри Поттер» // Глобальное гуманитарное пространство: история и современность: материалы Международной молодежной научно-практической конференции, Шадринск, 14–15 декабря 2017 года. Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2018. С. 35–38.

5. Барушкова С.Б. Использование латинизмов в серии книг о Гарри Поттере Дж. Роулинг // Язык и общество. Диалог культур и традиций: Сборник статей научной конференции, Ярославль, 22–26 апреля 2019 года / Под научной редакцией Е.И. Бойчук. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2019. С. 113–119.

6. Бахтин М.М. Время и пространство в романе // Вопросы литературы. М., 1974, №3. С. 23-25.

7. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. Спб, Паритет, 2007. 320 с.

8. Бычкова М.В., Цвентух Т.С. Имена волшебных существ в художественном тексте на примере цикла книг о Гарри Поттере // Вестник ЧелГУ. 2019. № 6 (428). С. 32¬–39.

9. Васильева Н.И. Произведения Дж. К. Роулинг и литература фэнтэзи // Педагогика будущего: Сб. научных трудов аспирантов и студентов Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской. Йошкар-Ола, 2004. С. 66–69.

10. Васильева Н.И. Сказочно-мифологические мотивы и функции в произведениях Дж. К. Роулинг и Дж. Р. Р. Толкиена // Материалы выступлений слушателей Школы Молодых Фольклористов. СПб., 2003. С. 9.

11. Васильева Н.И. Субкультура поклонников «Гарри Поттера» как фольклоризированное явление // Филологические исследования: Сб. статей молодых ученых. Нижний Новгород, 2004. С. 129–133.

12. Васильева Н.И. Фольклорные архетипы в современной массовой литературе: романы Дж. К. Роулинг и их интерпретация в молодежной субкультуре: автореферат дис. ... кандидата филологических наук. Нижний Новгород, 2005. 243 с.

13. Венедиктова Т.Т. Современный словарь-справочник по литературе. М., АСТ.  1999. 704 с.

14. Викторова Н.А. Английская литературная сказка эпохи постмодернизма: дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2011.181 с.

15. Воркачев С. Г. Культурный концепт и значение // Труды Кубанского государственного технологического университета.  Краснода, 2003. С. 268–276

16. Галинская И.Л. Волшебные книги в романах о Гарри Поттере // Культурология. 2008. № 2 (45). С. 64–75.

17. Галинская И.Л. Вторичные сюжеты в романах о Гарри Поттере // Культурология. 2007. № 3 (42). С. 30–37.

Одной из особенностей фэнтези можно считать и то, что этот жанр «предпочитает» крупные формы, сближающие его с романом и повестью, хотя повесть-фэнтези – явление редкое. В русской фэнтези лишь немногие авторы прибегают к повести: М. Семенова, Е. Лукин, но и в их творчестве повесть занимает как бы второе место. Рассказы в жанре фэнтези тоже редки и чаще всего создаются как бы в дополнение к уже написанным романам, к уже созданным мирам или героям, или же объединяются в циклы. 
Фэнтези имеет некое родство с утопией, ведь она обычно изображает не реальный мир, а желаемый – характерная черта классической фэнтези. Однако есть и отличия. Мир фэнтези далеко не всегда идеален, он подчас может быть даже более жесток, чем настоящий. А в последние годы и хэппи энд перестал быть обязательным. Может быть, это влияние нашей далеко неблагополучной жизни? Наш привычный мир потерял свою стабильность, надежность. Мы живем в эпоху перемен и резких потрясений. Причина популярности фэнтези – в разочаровании в научно-техническом прогрессе, в способности науки изменить мир к лучшему, в усталости от политических и социальных потрясений. В тусклой жизни без твердой уверенности в завтрашнем дне и в мечте о невозможном. «Благодаря фэнтези человек как бы снова возвращается в космос утраченного детства, к первопричинам, к самым простым и основным вопросам, на которые следует ответить, чтобы найти себя, свое место в измененном мире, мире утраченных надежд и опровергнутых истин» (Стеновская 2002: 166) .