Критерии и показатели компетентности социального работника в современных условиях

Целью исследования выступает изучение критериев и показателей компетентности социального работника в современных условиях
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
25.08.2022
Объем файла
210 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

В настоящее время проблема социального обслуживания населения чаще всего связывается с качеством этого процесса. Современное качество социального обслуживания населения оценивается по ряду критериев, одним из которых является сама личность социального работника, оказывающего услуги, его личностные качества и профессиональные умения.
Социальный работник, который осознанно выбрал свою профессию, понимающий свою общественную миссию и нравственную сущность, успех своей работы видит в облагораживании мира людей, которые по разным причинам оказались в сложных жизненных обстоятельствах, в исполнении этого мира, как бы это ни было сложно, положительными эмоциями, в ощущении своей нужности обществу и конкретным людям. Он активно помогают смягчить проблему социальной адаптации и неравенства, отвечают на запросы тех людей, кто оказался на периферии общества, в социальной изоляции, чьи права нарушаются [7]. 
Эта работа требует не только определенных личностных качеств, без которых многим она может показаться рутинной, слишком обременительной и вместо пользы принесёт вред клиентам и обществу, но и соответствующих профессиональных знаний, умений использовать формы, методы, технологии социальной работы, самые для каждой конкретной ситуации.
Характер профессиональной деятельности требует от социального работника ознакомления с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т. е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с клиентами. 

Содержание

Введение

1 Теоретические основы изучения профессиональной компетентности социальных работников

1.1 Сущность и особенности профессиональной компетентности социального работника

1.2 Пути определения критериев и показателей профессиональной компетентности социального работника

1.3 Нормативно-правовые основы определения компетентности социальных  работников

2 Практические аспекты изучения критериев и показателей компетентности социального работника (на примере деятельности КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Вяземскому району»)

2.1 Опыт деятельности в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Вяземскому району» по повышению  компетентности  социальных работников

2.2 Исследование показателей компетентности социальных работников в  КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Вяземскому району»

2.3 Практические рекомендации по развитию компетентности социальных работников в КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Вяземскому району» 

Заключение 

Список использованных источников

Приложение А 

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

 

Список использованных источников

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.

2 Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ (Ред. от 11.06.2021) // Гарант. Код доступа: https://base.garant.ru/70552648/

3 Акиньшева, И. П. Профессиональная компетентность социального работника: теоретико-методологический аспект / И.П. Акиньшева //Луганск.- 2021.

4 Алиева, Б. Ш.  Профессиональная компетентность социального работника как условие профилактики профессиональной деформации [Электронный ресурс] / Б.Ш. Алиева, Н.А. Ахмедова, А.Х. Рашидова  // МНКО, 2019. - №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentnost-sotsialnogo-rabotnika-kak-uslovie-profilaktiki-professionalnoy-deformatsii

5 Бабаринова, М. С.  Профессиональная компетентность работников учреждений  социального обслуживания как фактор социально- психологической безопасности / М.С. Бабаринова // Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях. Изд-во: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2018 – 718с.

6 Басов, Н. Ф. Основы социальной работы. Учебное пособие для академического бакалавриата / Н.Ф. Басов // Юрайт, 2017. — 317 с.

7 Беседова, Д. С. Развитие профессиональной компетентности специалиста социальной работы  [Электронный ресурс] / Д.С. Беседова // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href=«https://scienceforum.ru/2019/article/2018015767»>https://scienceforum.ru/2019/article/2018015767</a> 

8 Воротилкина, И. М. Имидж в профессиональной деятельности социального работника  // И.М. Воротилкина // Российское общество сегодня,  Вестник ТГУ, 2017 г.

9 Винокурова, М. А. Правовые основы профессиональной деятельности работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность: учеб. пособие / М. А. Винокурова. — Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2020. — 108 с.

10 Гераськина, М. Г. К вопросу о компетентности социальных работников // М.Г. Гераськина.- Рязань.- 2016. 

11 Гладун  И. В. Формирование профессиональных компетенций у специалистов социальной сферы / И.В. Гладун, И.Б. Буртонова. - Улан-Удэ, 2017. -728с.

12 Гюлджян, А. Г. Современный образ социального работника / А. Г. Гюлджян // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017.

13 Гюлджян, А. Г. Престиж профессии социального работника / А. Г. Гюлджян. // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф.  — Казань : Молодой ученый, 2018. 

14 Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы. Изд-во: Социальное обслуживание. – 2021. 

15 Евдокимова, Т. В. Роль социальной работы в России и статус специалиста по социальной работе в обществе / Т. В. Евдокимова // Молодой ученый. — 2015. — № 12. 

16 Журавлева, Н.А. Социально-психологические факторы толерантного отношения к взглядам и мнениям других людей / Н.А. Журавлева // Психологический журнал. - 2017. - №2.

17 Караванова, Л. Ж. Профессиональное развитие личности будущего специалиста по социальной работе в условиях высшего образования / Л.Ж. Караванова, М.Г. Сергеева. — Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2017. — 392 с.

18 Кильберг - Шахзадова, Н. В. Модернизация российского социального образования / Актуальные проблемы современного социального знания: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред. Л.Е. Ананьина: Сиб. гос. ун-т науки и технологии им. акад. М.Ф. Решётнева. Красноярск: СибГУ им. М.Ф. Решётнева, 2018.

19 Ковалева, А. В. Проблемы профессиональной компетентности социального работника / А.В. Ковалева, Д.А. Коренев, Р.А.  Гришачкин. –ТОГУ, 2019 г. 

20 Кодекс этики социального работника  [Электронный ресурс] // Общероссийский народный фронт. URL: http://onf.ru/2013/05/30/kodeks-e-tiki-sotsial-nogo-rabotnika/ 

21 Кокшарова, Е. С. Проблемы социальной защиты населения / Е. С. Кокшарова, Ю. Е. Ковбасюк // Молодой ученый. — 2017. — № 11. 

22 Куличенко, Р. М. Формирование профессионально-личностных качеств будущего социального работника с позиции компетентностного подхода [Электронный ресурс] / Р.М. Куличенко // Социально-экономические явления и процессы, Изд-во: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина (Тамбов), 2015 г.- №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalno-lichnostnyh-kachestv-buduschego-sotsialnogo-rabotnika-s-pozitsii-kompetentnostnogo-podhoda.

23 Лапина, М. Д. Характеристика психологической модели профессиональных качеств личности специалистов  социальной работы / М.Д. Лапина // Материалы VII международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию факультета организации здорового образа жизни. Изд-во: Полесский государственный университет, 2017 г. 

24 Лигута, Н.В. Профессиональная компетентность специалистов социальной сферы / Н.В. Лигута, А.Г. Ахвердян, А.М. Лигута // Педагогика и психология образования, 2021. 

25 Лифанова, Т. Е. Развитие творческого потенциала личности будущего специалиста по социальной работе / Т.Е. Лифанова,  Н.Ю.  Азаренкова // Сборник докладов Международной научно-практической конференции. Издательство: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Брянск) , 2016г.

26 Маранов, А. А. Некоторые правовые аспекты организации управления в области труда и социальной защиты населения / А. А. Маранов // Молодой ученый. — 2016. — № 21. 

27 Мурашкин, Р.А. Тактика профессионального общения социальных работников. Проблемы теории и практики современной науки [Электронный ресурс] / Научно-издательский центр «Мир науки». – Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки», 2020.

28 Назарова, С. Ю. Теоретические проблемы формирования компетентности у социальных педагогов и социальных работников [Электронный ресурс] // E-Scio. 2018.- №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-problemy-formirovaniya-kompetentnosti-u-sotsialnyh-pedagogov-i-sotsialnyh-rabotnikov.

29 Панкратова, Т.М. Структура профессиональных компетенций социальных работников / Т.М. Панкратова, А.М. Смирнова // Человеческий фактор: социальный психолог, 2018.

30 Панкратова, Т.М. Структура компонентов системы профессиональных компетенций социальных работников комплексных центров социального обслуживания населения / Т.М. Панкратова, А.М. Смирнова // Человеческий фактор: социальный психолог, 2018.

31 Полоскина, О.В. К вопросу о кризисе профессиональной компетентности социального работника / О.В. Полоскина // Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Из-во:  Липецкий государственный педагогический университет им. П.П.  Семенова-Тян-Шанского,  2019.

32 Профессиональные стандарты «Специалист по социальной работе» [Электронный ресурс]. - https:// www. garant.ru /products /ipo/prime/ doc/74286899/

33 Сидорук, И. И. Сущность и структурные компоненты социальной компетентности будущего социального работника / И. И. Сидорук // Современное образование Витебщины. – 2020. – № 2. 

34 Социальные профессии: современное (Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Социальные профессии: современное состояние и перспективы»). Сб. науч. трудов. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2019.- 114 с.

35 Стародубцева, М.А. К проблеме определения уровня удовлетворенности населением Алтайского края мерами социальной защиты [Электронный ресурс] / М.А. Стародубцева, А.А. Саенко // Российско-азиатский правовой журнал. 2021. - №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-opredeleniya-urovnya-udovletvorennosti-naseleniem-altayskogo-kraya-merami-sotsialnoy-zaschity.

36 Шмелева, Н. Б. Теория и методика социальной работы. Профессионально-личностное развитие социального работника : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Б. Шмелева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 — 202 с. 

37 Ярычев, Н. У. Нормативно-правовое обеспечение системы социальной защиты населения / Н.У. Ярычев // Современная научная мысль. 2017. - №6. 

В новых правовых и социально-экономических условиях в учреждениях социального обслуживания система управления организацией должна обеспечивать создание в учреждении не только безопасных условий труда, но и качественное обеспечение безопасности профессиональной деятельности, повышения уровня социально-психологической и индивидуальной защищённости сотрудников, прежде всего, путём формирования у них необходимых профессиональных компетенций [5, с.34].
Для осуществления повышения компетентности  работников КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Вяземскому району» в 2020-2021 гг. при выполнении поставленных задач плана «Повышение качества предоставления и доступности услуг в сфере социального обслуживания на 2020-2021 годы» было запланировано и выполнено ряд мероприятий, направленных на стимулирование развития квалификации работников.
Были разработаны занятия  для  развития образованного, грамотного и разносторонне развитого социального работника в новых условиях работы, в рамках действия «Школы социального работника».