Жанр фантастического рассказа в системе «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского (рассказы «Бобок», «Кроткая» и «Сон смешного человека»)

Цель работы: исследовать жанровые особенности рассказов «Бобок», «Кроткая» и «Сон смешного человека» в контексте «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского и выяснить, что позволяет их отнести к жанру «фантастического рассказа»
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.10.2022
Объем файла
181 Кб
Количество страниц
96
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Выпускная квалификационная работа представляет исследование жанра фантастического рассказа Федора Михайловича Достоевского в контексте его моножурнала «Дневник писателя».
Фантастический жанр, согласно своей эстетической доминанте, обязует писателя стирать границы между реальным и ирреальным и нарушать законы фактического бытия. Фантастика у Достоевского не только нарушает законы «пространства и времени», «законы бытия и рассудка» [38 c. 95], но и границы самого фантастического жанра в литературе.
Это особенная фантастика, помещенная в особенный литературный труд великого писателя. Рассказы «Бобок», «Кроткая» и «Сон смешного человека» совершенно уникальны, как и сам «Дневник писателя». Жанровая природа его достаточно сложна и неоднозначна, что связано непосредственно с его оригинальностью. «Дневник» как периодически издающийся журнал является оригинальным авторским жанром Достоевского, который органично соединяет в себе два начала – художественное и публицистическое. В связи с этим малая проза «Дневника» обладает лаконичностью, большой смысловой емкостью и концентрированным содержанием. Помимо того, что «Дневник писателя» является уникальным явлением, это еще своего рода творческий и аналитический эксперимент Достоевского, что признается всеми исследователями творчества писателя. 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4

Глава 1. Проблема фантастического в творчестве Ф.М. Достоевского…7

1.1. Определение понятия “фантастическое” у Ф.М. Достоевского        Принципы и функции фантастического в прозе Ф.М. Достоевского…………7

1.2. Новые формы фантастического у Достоевского. ………………………19

Глава 2.  Жанровое своеобразие «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского…………………………………………………………...………..27

2.1. Соотношение публицистических и художественных элементов в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского……………………………………..27 

2.2. Проблематика и поэтика «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского…....37

Глава 3. Малые жанровые формы художественной прозы в "Дневнике писателя"………………………………………………………………………..47

3.1. Классификация малой художественной прозы “Дневника писателя” и её отличительные особенности…………………………………………………….47

3.2. «Бобок» как фантастический рассказ……………………………………...49

3.3. «Кроткая» как образец «реализма в высшем смысле»…………………...54

3.4. «Сон смешного человека» как фантастический рассказ. ………………..63

Заключение……………………………………………………………………...72

Не найдено

 Прежде всего – все произведения малой прозы внутренне связны с содержанием и формой всего выпуска. Тема произведения зарождается в предыдущих главах, а порой имеет ещё и продолжение в последующих (например: глава “О любви к народу. Необходимый контакт с народом” предшествует рассказу “Мужик Морей”).  «…публицистические моменты “Дневника” как бы “вдвинуты” в его художественную структуру и сами являются частью последней. Даже будучи лишенными в ряде случаев самостоятельного художественного значения, они находят свое место в общем художественном контексте, обнимаются общей художественной идеей и в конечном счете “работают на нее”» [6 с.1]; «Из всех рассказов в составе “Дневника писателя” лишь три могут быть изданы отдельно (“Бобок”, “Кроткая”, “Сон смешного человека”), остальные рассказы настолько тесно связаны с содержанием и формой “Дневника”, что существуют в его составе только как своеобразные художественные эпизоды, но не самостоятельные произведения» [6 с.1].
Также к особенностям малой прозы “Дневника писателя” можно отнести то, что Достоевский строил сюжет этих произведений опираясь на реально пережитые им события, встречи воспоминания и т.д. “Таким образом, можно говорить о большой степени автобиографизма в текстах малой прозы «Дневника». Так, неоднократные встречи писателя с нищим мальчиком и посещение елки в клубе художников подтолкнули его к созданию рассказов «Мальчик с ручкой» и «Мальчик у Христа на елке»; детское воспоминание о крепостном мужике Марее легло в основу рассказа «Мужик Марей»; газетное известие стало главным в очерке «Фома Данилов, замученный русский герой»; цепляясь за факт, рассказанный «одной дамой», Достоевский домысливает «Столетнюю»” [6 с.1].