Социально–психологическая профилактика межличностных нарушений у младших школьников «группы риска»
ВВЕДЕНИЕ
Социально - психологическая профилактика межличностных нарушений у младших школьников «группы риска» является одной из проблем, выдвинутых изменениями, происходящими в нашем обществе.
Актуальность исследования заключается в том, что с каждым годом увеличивается число младших школьников «группы риска» которым свойственно конфликтность, не устойчивость межличностных отношений, негативное отношение к коллективу. Данный условия являются для возникновения межличностных нарушений. Важной задачей, перед школой, является решение проблемы организации работы по профилактики и коррекции нарушений.
К категории «группы риска» относятся дети с различными психологической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, высокими требованиями ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы.Также значительное влияние оказывает неопределенность социального положения младших школьников, так как меняется круг взаимоотношений.
Возникают многочисленные противоречия, обусловленные п
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ГРУППЫ РИСКА»…… 6
1.1. Сущность и содержания понятия дети «группы риска» в психолого –педагогической литературе……………………………….………… 6
1.2. Особенности межличностных нарушений у младших школьников «группы риска»…………………………………………………………… 7
1.3. Направления профилактики межличностных нарушений у младших школьников «группы риска»……………………………………… 10
Выводы по первой главе……………………………………………… 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ГРУППЫ РИСКА»…... 16
2.1. Выявление младших школьников «группы риска» и изучение у них межличностных нарушений ……………………………………………. 16
2.2. Организация социально – психологической профилактики межличностных нарушений у младших школьников «группы риска»…… 25
2.3. Результаты экспериментальной работы по социально – психологической профилактике межличностных нарушений у младших школьников «группы риска»………………………………………………… 30
Выводы по второй главе……………………………………………….…….. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антонова Л.Н. Педагогическая поддержка детей группы риска // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». – 2011. – № 1. – С. 14-18.
Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 412 с.
Беличева С.А. Социальнопедагогическая поддержка детей и семей «группы риска». М.: Владос, 2016. 110 с.
Битянова М.Р. Социальная психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 576 с.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: учеб. пособие. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: АСТ, 2010. 322 с.
Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие. М.: Академия, 2011. 160 с.
Галагузова М.А. Социальная педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед. М.: Владос, 2003. 416 с.
Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. М.: Совершенство, 2009. 114 с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Интр, 1986. 242 с.
Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2010. 368 с.
Загвязинский В.И. Основы социальной педагогики: учеб. пособие для студ. педагогических вузов и колледжей. М.: Педагогическое общество России, 2002. 160 с.
Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология: учебное пособие. М.: Институт практической психологии, 1998. 352 с.
Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников: Учебное пособие. Минск : Университетское, 2009. 134 с.
Исачев Н.Д. Школа глазами учеников и учителей, 1990. 279 с.
Казанская В.Г. Педагогическая психология: книга для психологов, педагогов, родителей. СПб.: Питер, 2005. 366 с.
Карягина О. Мотивация межличностных взаимоотношений, 2011. 23-26с.
Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ», 2009. 448 с.
Конникова Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника. М.: Просвещение, 20
Таким образом, профилактика межличностных нарушений – это комплекс мер, направленных на предупреждение и устранения нарушений у младших школьников «группы риска».
Выводы по первой главе
На основе изученного материала можно сделать вывод, что социально – психологическая профилактика межличностных нарушений у младших школьников «группы риска» должна осуществляться все сторонне, только тогда она будет эффективна. Основными направлениями деятельности психолога являются оптимизация общения детей «группы риска» со сверстниками и взрослыми, формирование у них чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой.
Дети «группы риска»- категория детей, находящихся в пограничном состоянии здоровья. Воспитываются в семье алкоголиков и наркоманов, подвергаются различным видам насилия.
По