Особенности заключения государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственных нужд
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что контрактная система, предусматривающая поставки товаров, выполнение работ либо оказание услуг для государственных нужд, представляет собой относительно новый институт отечественного права, существующий в условиях рыночной экономики и являющийся ее неотъемлемой составной частью.
Для обеспечения государственных и муниципальных нужд расходуется значительный объем публичных финансовых ресурсов. Основной задачей удовлетворения указанных потребностей остается повышение эффективности использования данных ресурсов и переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств. Для достижения этого государство использует различные приемы и инструменты финансовой деятельности. Одним из них стала контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система в сфере закупок). Контрактная система в сфере закупок направлена на обеспечение выполнения функций и полномочий
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЫЙ КОНТРАКТ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД…………………….……..…10
1.1 Понятие и правовая природа государственного контракта……………..…10
1.2 Государственный контракт в системе публично-частного партнерства…….19
1.3 Государственный контракт как стадия закупки для обеспечения государственных нужд……………………………………………………………..25
ГЛАВА 2. ПОСТАВКА ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА………………..32
2.1 Понятие и основания поставки товаров для государственных и нужд……32
2.2 Государственный заказ в отношениях по удовлетворению государственных нужд……………………………………………………………………..…………..40
2.3 Порядок заключения государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственных нужд…………………………………………….…48
ГЛАВА 3. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ПОСТАВКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД……......………55
3.1 Состояние, проблемы и перспективы развития контрактной системы…...553.2 Ответственность в сфере исполнения контракта на поставку для государственных нужд……………………………………………………………..62
3.3 Судебная практика применения законодательства о контрактной системе………………………………………………..………………………….….69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……….…..…..77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….....82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативные правовые документы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 08.07.2021) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 15.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.07.2021) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 08.04.2013, № 14, ст. 1652.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О государственном оборонном заказе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.06.2021) // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7600.
Федеральный закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О государственном материальном резерве» // Собрание законодательства РФ, 02.01.1995, № 1, ст. 3.
Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // Собрание законодательства РФ, 19.12.1994, № 3
В литературе встречается мнение о том, что заказчиками в государственных закупках выступают три вида субъектов: 1) государственные заказчики; 2) муниципальные заказчики; 3) бюджетные учреждения. Однако такое мнение не соответствует в целом Закону о контрактной системе. В ст. 3 этого Закона названы также государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки. Последние обладают спецификой и являются коммерческими организациями, не наделенными правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество (ст. 113 ГК РФ). Весьма интересная картина: в Законе о контрактной системе при определении понятия «государственный заказчик» нет ссылки на государственные, муниципальные унитарные предприятия. И вдруг она (ссылка) появляется в определении консолидированного понятия «заказчик».
Вместе с тем Закон о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц