Процесс реализации губернаторского проекта «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием»

Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение реализации губернаторского проекта в системе образования Республики Тыва (на примере проекта «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием»). В ходе исследования проводится анализ теоретических аспектов реализации губернаторского проекта; рассматривается характеристика губернаторского проекта в системе образования Республики Тыва; изучается опыт реализации губернаторского проекта.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
14.10.2022
Объем файла
151 Кб
Количество страниц
55
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1920 руб.
2400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность. Как показывает практика Программы развития ООН, одним из ключевых показателей оценки развития страны в настоящее время является индекс человеческого развития, в котором кроме уровня жизни и долголетия учитывается, также уровень образованности и грамотности населения страны [65]. На эти показатели оказывает влияние системы высшего образования в стране, нормальное развитие которой определяет уровень развития общества. Посредством подготовки квалифицированных кадров, развитием целостной, творческой личности высшее образование оказывает прямое влияние на конкурентоспособность страны в целом. Но не всегда качественное высшее образование является доступным, в частности и для детей из малообеспеченных и многодетных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…………….3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГУБЕРНАТОРСКИХ ПРОЕКТОВ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………………..…7

1.1. Основные понятия, характеристики и виды проектов…… ………...…...7

1.2. Проектный подход в сфере образования………………………….……..13

1.3. Об использовании проектов в системе образования Республики Тыва.19

Вывод……………………………………………………………………………..25

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГУБЕРНАТОРСКОГО ПРОЕКТА «В КАЖДОЙ СЕМЬЕ НЕ МЕНЕЕ ОДНОГО РЕБЕНКА С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ»…….…………….....28

2.1. Характеристика губернаторского проекта «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием»………………………….………….28

2.2. Анализ сопровождения и условий реализации проекта «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием» …..…………….……......33

2.3. Рекомендации руководителям образовательных организаций по совершенствованию условий для участников проекта……………….…….…42

Вывод…………………………………………………………………………..…45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..........52

Приложение 1…………………………………………………………………….64

Список использованной литературы:

1. Абдусаламова, А. П. Приоритетные национальные проекты в реализации стратегии социально-экономического развития России: автореф. дис. … канд. экон. наук / А. П. Абдусаламова. — М., 2012. – 168 с.

2. Бедов, А.Н. Проектный подход в процессе активизации профессионального самоопределения подростков: автореф. дис. … канд.пед.наук / А.Н. Бедов. – М., 2012. – 23 с.

3. Белякова, Т.Е. Формирование культуры проектной деятельности будущих дизайнеров в вузе: дисс. … канд.пед.наук / Т.Е. Белякова. – М., 2017. – 93 с.

4. Большая Советская Энциклопедия. В 6 т. Т.4 (2). -  Ред. К. Е. Ворошилов, – М.: Советская Энциклопедия, 1968-1979. – 652 с.

5. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. – 6-е изд., доп. – М.: Институт новой экономики, 2004. – 1376 с.

6. Валькович, О. Н. Приоритетные национальные проекты: оценка их реализации и перспектив / О. Н. Валькович, Л. И. Сланченко, Р. Р. Эдиев // Экономика устойчивого развития. — 2015. — № 3 (23). — С. 85-90.

7. Веремеева, О.В. Совершенствование бюджетного законодательства в условиях построения цифровой экономики в Российской Федерации / О.В Веремеева // Финансовое право. - 2019. -  № 1. -  С. 26–30. 

8. Виленский, П.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: учебное пособие / П.Л. Виленский, В.Н. Лившиц, С.А. Смоляк. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Поли Принт Сервис, 2015. – 130 с.

9. Всероссийская перепись населения 2010 г. –  2020. // URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612 htm (дата обращения: 07.04.2020 г.).  – Текст: электронный.

10. Губин, Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства / Е.П Губин // Правовые проблемы. - М., 2005. С. 192-195

11. Данилов, Д. Рейтинг регионов России по качеству жизни 2020 / Данилов Д. // URL: //https://toprf.ru/places/110-rejting-regionov.html (дата обращения: 14.04.2020). – Текст: электронный.

12. Дьюи, Д. Прагматизм / Дж. Дьюи. — СПб., 1910. — 42 с.

13. Единый план по достижению целей национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года. // URL: http://static.government/ru  (дата обращения: 20.05.2020). – Текст: электронный.

14. Жукова, Т.Н. Проектное управление (методологический аспект): монография / Т.Н. Жукова – СПб.: СПбГИЭУ, 2011. – 170 с.

15. Зеер, Э.Ф. Методологические основания реализации процессного и проектного подходов в профессиональном образовании / Э.Ф. Зеер, Е.В. Лебедева, М.В. Зиннатова // Образование и наука. – 2016. - №7(136). – С.40-56.

16. Зенцова, Е.В. Реализация национальных проектов: общие цели, общие задачи// Е.В. Зенцова // Бюджет. – 2018. - № 7. // URL: http://bujet.ru/ (дата обращения 21.01.2021). – Текст: электронный.

17. Иванова, С. В. Национальные проекты – основной фактор формирования и развития единого образовательного пространства / С. В. Иванова, О. Б. Иванов // Актуальные вопросы экономики образования. – 2019. – С.107-120.

18. Игнатьева, И.А. Проблемы развития экологического законодательства в контексте задач национального проекта «Экология» / И.А. Игнатьева // Экологическое право. - 2019. - № 1. - С.20–26

19. Итоговый отчет о реализации губернаторского проекта «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием». – 2018. // URL: http://monrt.ru/images/projects/orvo/Otchet (дата обращения: 01.04. 2020). – Текст: электронный.

20. Иргит, Е. Л. К вопросу об экологическом сознании студентов)/ Е. Л. Иргит, Д. О. Манчелаева // Вестник Тувинского государственного университета. Выпуск 4, Педагогические науки № 3 (51), 2019. – С. 28-34. // URL:http://tuvsu.ru/ (дата обращения: 12.01.2022). – Текст : электронный.

21. Иргит, Е. Л. О губернаторском проекте в Республике Тыва «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием» / Е. Л. Иргит, Д. О. Манчелаева // Вестник Тувинского государственногоуниверситета. Выпуск 4, Педагогические науки № 4 (71), 2020. – С.18-27 // URL:http://tuvsu.ru/ (дата обращения: 12.01.2022).– Текст : электронный.

22. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова; М.П. Горчакова-Сибирская. — М.: Академия, 2005. — 288 с.

23. Компанейцева, Г. А. Проектный подход: понятие, принципы, факторы эффективности: научная статья в журнале / Г.А. Компанейцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т.17. – С.363–368.

24. Коробий, Е.Б. Педагогические условия формирования проектной культуры студентов-дизайнеров: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.Б. Б. Коробий. — М., 2015. — 26 с.

25. Корякина, И.В. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности студента среднего профессионального образования в условиях новой образовательной среды: дис. … канд. пед. наук / И.В Корякина Ирина. — Хабаровск, 2013. — 166 с.

26. Костарева, Л.В. Реализация приоритетных национальных проектов в Российской Федерации: проблемы и перспективы / Л.В. Костарева // Общество, экономика, управление. - 2018. -  № 1. - С.37-43.

27. Крестьянинов, А.Н. Управление проектами: учебное пособие / А.Н. Крестьянинов, Ю.Н. Жулькова; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2017. – 89 с.

28. Курбатов, И.А. Государственное планирование как средство достижения целей социального государства / И.А. Курбатов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 2. – С.25-32.

29. Курбатов, И.А. Правовые основы государственного планирования / И.А. Курбатов // Предпринимательское право. - 2015. - № 4. - С.17–24.

30. Лаптева, Н.В. Психологические основания реализации проектного подхода в начальном образовании / Н.В. Лаптева // Вестник Вятского государственного университета. – 2010. – С.123-131.

31. Латинско-русский словарь: ок. 50000 слов / составитель И.Х.  Дворецкий. - М., 1996. – 624 с.

32. Лифанова, Е.И Комплексная постадийная диагностика результатов реализации инновационного проекта: дисс. ...к-та экон.наук: 08.00.05 / Е.И. Лифанова. – Ярославь, 2015. – 23 с.

33. Любовный, В.Я. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации / В. Я. Любовный, И. Ф. Зайцев, А.Б. Воякина. -  Москва : Изд-во Московский общественный научный фонд, 2012. - 91 с.

34. Мазур, И.И. Управление инвестиционно-строительными проектами: международный подход: учебное пособие / И.И. Мазур. – М.: Омега-Л , 2012. - 736 с.

35. Матвеев, С.А. Организационно-экономический механизм управления национальными проектами повышения качества жизни: автореф. дис. … кан.экон.наук / С.А. Матвеев. – Тамбов, 2008. – 21 с.

36. Методические рекомендации для органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), образовательных организаций Республики Тыва. - 2017. // URL: http://monrt.ru/images/projects/orvo/Metod_rek.pdf. (дата обращения: 20.11.2020). – Текст: электронный.

37. Методические указания по мониторингу и внесению изменений в национальные проекты (программы) и федеральные проекты (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. Протокол от 03.12.2018 г. № 14

38. Методические указания, утвержденные протоколом заседания Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 17.12.2018 г. № 15

39. Министерство образования и науки Республики Тыва // Стратегия развития образования Республики Тыва до 2030 года. – 2019. // URL: http://gov.tuva.ru/  (дата обращения: 12.08.2021).

40. Михалев, Ю.И. Национальные проекты: сущность, содержание и их значение в обеспечении безопасности России: [лекция] / Ю.И. Михалев. // URL: http://goup32441.narod.ru/. (дата обращения 27.10.2020). – Текст: электронный.

41. Новая Российская энциклопедия. В 12 т. Т. 8 (2). Когезия – Костариканцы / ред. А. Д. Некипелов. – Москва : Энциклопедия, 2011. – 480 с. 

42. О мерах социальной поддержки обучающихся в образовательных организациях высшего образования в рамках губернаторского проекта «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием»: Постановление №98 от 12 марта 2015 г. 

43. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ № 204  от 07 мая 2018 г. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/  (Дата обращения: 23.02.2021). – Текст: электронный.

44. О национальных целях развития Российской Федерациина период до 2030 года: Указ Президента РФ № 474 от 21 июля 2020 г. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/   (Дата обращения: 23.10.2020). – Текст: электронный.

45. О порядке контроля за ходом реализации национального проекта “Доступное и комфортное жилье гражданам России”: Приказ Росстроя России № 326  от 22 нояб. 2005 г. 

46. О порядке разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация: Постановление Правительства РФ № 594  от 26 июня 1995 г. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7120/ (Дата обращения: 26.02.2021). – Текст: электронный.

47. О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам: Указ Президента РФ № 306 от 30 июня 2016 г. // URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200363/     (Дата обращения: 23.02.2021). – Текст: электронный.

48. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Фед. закон № 172-ФЗ от 28 июня 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. -  2014г. - №26 (ч.1). – Ст.3378.

49. О ходе реализации социально-образовательного губернаторского проекта «В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием» на 2014-2020 годы. // URL: //http://liceum15.tuva.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1274:-2015-&catid=114:2014-11- 06-01-17-29&Itemid=163 (дата обращения: 13.04.2020). – Текст: электронный.

50. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 1050 от 15 окт. 2016 г. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206009/  (дата обращения: 15.03.2021). – Текст: электронный.

51. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов: Приказ Генерального прокурора РФ № 192 от 14 марта 2019 г. 

52. Об утверждении государственной программы Республики Тыва «Развитие образования и науки на 2014 – 2025 годы»: Постановление № 632 от 30 окт. 2013 г. 

53. Об утверждении национального стандарта: Приказ Росстандарта № 1582-ст от 22 дек. 2011 г.

54. Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ № 1950-р от 11 нояб. 2010 г. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106979/  (Дата обращения: 24.02.2021). – Текст: электронный.

55. Об утверждении Порядка реализации проекта Главы Республики Тыва «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием»: Постановление Правительства Республики Тыва № 547 от 18 дек. 2017 г. // URL: http://www.npa.rtyva.ru/ (дата обращения: 20.06.2021). – Текст: электронный.

56. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года: Постановление Правительства Республики Тыва № 638 от 24 декабря 2018 г. – Кызыл, 2018. – 104 с.

57. Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации: Постановление Правительства Рос. Федерации № 1288 от 31 окт. 2018 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2018 г. - №45. – Ст.6947. 

58. Обеспечение реализации национальных проектов на региональном уровне: материалы сем.-сов., 2 апр. 2019 г. / составитель:  С.Л. Постников, А.С. Усик, М.Д. Семенов; под ред. В.Д. Кривова. – М.2019. – 7 с.

59. Панасенко, К.Е Использование проектного подхода в управлении развитием дошкольного образования региона / К.Е. Панасенко // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее. – 2017. – С. 170-173.

60. Пархоменко, Е. Л. Качество инновационного продукта / Е. Л. Пархоменко, Б. И. Герасимов, Л. В. Пархоменко ; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б. И. Герасимова. — Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. — 116 с.

61. Паспорт регионального губернаторского проекта «В каждой семье не менее одного ребенка с высшим образованием». // URL: http://monrt.ru/ (дата обращения: 10.05.2020). – Текст: электронный.

62. Попов, В.Л. Управление инновационными проектами : учеб. пособие / В. Л. Попова. — М. : ИНФРА-М, 2009. — 336 с.

63. Порядок реализации губернаторского проекта «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием». // URL: http://www.uo-uh.lact.ru/ (дата обращения: 10.05.2020). – Текст: электронный.

64. Региональные проекты: что это и чем они помогут Крыму? // Портал МСП Республики Крым. – 2019. // URL:https://business.rk.gov.ru/funds/fpprk/news/regionalnyie-proektyi-chto-eto-i-chem-oni-pomogut-kryimu (дата обращения: 22.01.2012). - Текст: электронный.

65. Рейтинг стран мира по индексу человеческого развития. // URL: http://gtmarket.ru (дата обращения: 28.06.2020).  – Текст: электронный.

66. Российская Федерация. Законы. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон № 172-ФЗ: [принят Государственной Думой  от 20 июня 2014 г.: одобрен советом Федерации 25 июня 2014 г.] – Моска: Кремль. // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 26.06.2021). – Текст: электронный.

67. Российская Федерация. Законы. Об образовании Российской Федерации: Федеральный закон №273-ФЗ: [принят Государственной Думой от 21 дек.2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г.] – Москва: Проспект, 2012. – 144 с.

68. Рыбкина, Е.А. Город как инвестиционный проект / Рыбкина Е.А., Нестулаева Д.Р., Гумерова А.Ф.; Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием // Территории опережающего социально-экономического развития: вопросы теории и практики. - Набережные Челны, 2017. - С.249–253.

69. Самоуправления муниципальных районов (городских округов), образовательных организаций Республики Тыва. - 2017. // URL: http://monrt.ru/images/projects/orvo/Metod_rek.pdf (дата обращения: 10.05.2020). – Текст: электронный.

70. Сергеева, В.П. Профессиональная подготовка учителя к реализации проектно-организаторской функции воспитательной деятельности: дисс. … докт. пед. наук / В. П. Сергеева. — М., 2006. — 370 с.

71. Сериков, С. Управление проектами: методология и искусство / С. Сериков // Эксперт. — 2002. — № 16. — С. 113–114.

72. Сидоренко, В.Ф. Идея проектной культуры / В.Ф. Сидоренко // Проблемы дизайна — 6: сб. статей. НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, 2011. — С. 41-53.

73. Сон, А. В. Реализация приоритетных национальных проектов как фактор повышения экономической безопасности Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук / А. В. Сон. — М., 2010. – 158 с.

74. Строилова, Э. В. Проектный менеджмент и реинжиниринг / Э.В. Строилова // Фундаментальные исследования. - 2013. - №4-5. - С.1206-1210.

75. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. -609 с.

76. Тува вошла в пятерку лучших регионов по освещению национальных проектов - Официальный портал Республики Тыва. – 2022. // URL:https://rtyva.ru/press_center/news/other/46803/ (Дата обращения: 22.01.2022). – Текст: электронный.

77. Участники губернаторского проекта ОРВО обучаются на курсах довузовской подготовки. – 2021. // URL: https://www.mngz.ru/russia-world-sensation/3701425-uchastniki-gubernatorskogo-proekta-orvo-obuchayutsya-na-kursah-dovuzovskoy-podgotovki-v-ramkah-soglasheniya-mezhdu-minobrnauki-rt-i-tuvinskim-gosuniversitetom.html  (Дата обращения: 04.04.2021). – Текст: электронный.

78. Фисенко, С.Б. Внедрение механизма проектного управления на предприятиях лесной промышленности: / С.Б. Фисенко // М.: ТДР. - 2013. - №4. - С.222-224.

79. Харунов, Р.Ш Губернаторские проекты в социально-экономическом развитии Республики Тыва / Р.Ш. Харкнов // Сибирь и Восток: взаимодействие цивилизаций. – 2021. – С.127-132.

80. Юрина, Е.А. Национальные проекты в российской экономике: текущее состояние реализации и перспективы / Е.А. Юрина // Вестник Тамбовского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. Экономика. - 2007. -  Вып. 7. -  С.236–243.

Таким образом, рассмотрены определения понятий «образование», «система образования». Указана цель, которая обозначена в проекте «Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года». Перечислены положительные характеристики и обозначены проблемы, существующие на данный момент в системе образования региона. Перечислены приоритетные проекты Российской Федерации Республики Тыва, реализуемые в системе образования республики и ожидаемые результаты от их реализации.

Вывод

Анализ научно-педагогической литературы и других источников по теме исследования позволяет сделать следующее.

1. Существует множество определений понятия «проект» в зависимости в какой области оно применяется. В общем смысле, проект – это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков. Обобщены следующие основные характеристики проекта, данные Е.Л. Парахаменко и В.Л. Поповым, такие как: четко определенная цель, носящая разовый характер и абстрагированная от повседневной деятельности; высокая степень риска и неопределенности; ориентация на перспективу; ограниченность ресурсов (человеческих, финансовых, материальных и др.) и времени;