Формирование навыков единоборств у юных футболистов учебно-тренировочных групп
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Когда игрок решается на поединок, то в этом случае выигрывает игра – эта старая футбольная мудрость актуальна для игроков любого возраста и уровня физической подготовки. Поэтому, систематическое и направленное обучение поведению при поединке является неотъемной составной частью современной футбольной тренировки
Неоспоримым является также утверждение, что победа в игре равна сумме выигранных поединков. Футбол – это спортивная борьба, в которой проигравшим считается тот, кто проигрывает поединки или уклоняется от них
Весь процесс подготовки спортсменов должен развертываться как управляемый процесс, как сознательное приспособление его к индивидуальным способностям спортсмена, к функциональным и атлетическим возможностям его организма
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................3
Глава 1. теоретические предпосылки формирования навыков единоборств в футболе ……..…………………………………5
1.1 Игровые поединки как фактор результативности соревновательной деятельности футболистов………………………………………………………… 5
1.2 Структурные особенности игрового поединка в современном футболе ...7
1.3 Факторы, определяющие результативность единоборств в футбольном матче………………………………………………………………….10
1.4 Требования к игрокам для достижения результативности в единоборствах…………………………………………………………………….. 18
Глава 2. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ........................................21
2.1 Задачи исследования………………………………………………….......21
2.2 Методы исследования ................................................................................21
Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЕДИНОБОРСТВ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ.. 23
3.1 Общая характеристика тренировочного этапа многолетней спортивной подготовки футболистов……………………………………………. 23
3.2 Специфика тренировочной работы в учебно-тренировочных группах ...27
3.3 Специфика футбольного поединка в юношеском возрасте как сочетания индивидуальных технико-тактических действий…………………... 37
3.4 Методика формирования навыков единоборств у юных футболистов на тренировочном этапе становления спортивного мастерства………………...49
3.4.1 Целевые установки ……………………………………………………49
3.4.2 Учет возрастных особенностей при обучении элементам поединка…..51
3.4.3 Психологические аспекты обучения…………………………………53
3.4.4 Структура и содержание обучения…………………………………...55
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бишопс К., Герард Х.-В. Единоборство в футболе. М.: Терра-Спорт, 2003. 168 с.
2. Варюшин В. В. Тренировка юных футболистов: учебное. М.: Физическая культура и спорт, 2007. 112 с.
3. Гаджиев Г.М. Структура соревновательной деятельности как основа комплексного контроля и планирования подготовки футболистов высокой квалификации: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1984. 24с.
4. Годик М.А., Скородумова А.П. Комплексный контроль в спортивных играх. М.: Советский спорт, 2010. 336 с.
5. Губа В. П., Лексаков А. В. Интегральная подготовка футболистов: учебное пособие. М.: Советский спорт, 2010. 208 с.
6. Губа В. П., Стула А. А. Методология подготовки юных футболистов: учебно-методическое пособие. М.: Человек, 2015. 184 с.
7. Губа В. П., Лексаков А. В. Теория и методика футбола: учебник. М.: Советский спорт, 2013. 536 с.
8. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания: монография. 3-е изд. М.: Советский спорт, 2009. 199 с.
9. Зеленцов А.М., Лобановский В.В. Моделирование тренировки в футболе. Киев: «Альтерпресс», 1998. 216с.
10. Искусство подготовки высококвалифицированных футболистов: научно-методическое пособие / под ред. Н. М. Люкшинова. М.: Советский спорт; ТВТ Дивизион, 2006. 432 с.
11. Костюкевич В.М. Управление тренировочным процессом футболистов в годичном цикле подготовки. Винница: Планер, 2006. 683с.
12. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. М.: Профиздат;, 2020. 682 с.
13. Лалаков Г.С. Структура и содержание тренировочных нагрузок у футболистов различного возраста и квалификации: Учеб. пособие. Омск: Сиб. гос. акад. физ. культуры, 2000. 83 с.
14. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов. М.: Спорт, 2014. 143с.
15. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для студ. вузов. 5-е изд., испр. и доп. М.: Советский спорт, 2011. 340 с.
16. Михайлова Т. В. Социально-педагогические основы деятельности тренера. М.: Физ. культура, 2009. 288 с.
17. Монаков Г. В. Подготовка футболистов. Теория и практика: монография. 2-е изд., стереотип. М.: Советский спорт, 2007. 288 с.
18. Нестеровский Д.И. Теория и методика баскетбола: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 6-е изд., перераб. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 352 с.
19. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки / Н. Г. Озолин. М.: Физкультура и спорт, 1970. 279 с.
20. Петухов A. A. Футбол. Формирование основ индивидуального технико-тактического мастерства юных футболистов. Проблемы и пути решения. М.: Советский спорт, 2006. 232 с.
21. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и ее практические приложения. М.: Советский спорт, 2005. 820 с.
22. Портнов Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх. М., 1996. 200 с.
23. Примерные программы спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР. Футбол. Допущено Федеральным агентством по физической культуре и спорту. Москва, 2007.
24. Сахновский К. П. Теоретико-методические основы системы многолетней спортивной подготовки: автореф. дис. на соискание учен. степени доктора наук по физ. воспитанию и спорту: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». Киев, 1997. 48 с.
25. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М.: СААМ, 1995. - 448 с.
26. Теория и методика спортивных игр: учебник для студ. высш. учеб. заведений / [Ю.Д. Железняк, Д.И. Нестеровский, В.А. Иванов и др.]; под ред. Ю.Д. Железняка. 8-е изд., перераб. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 464 с.
27. Тюленьков С. Ю. Теоретико-методические подходы к системе управления подготовкой футболистов высокой квалификации: монография. М.: Физическая культура, 2007. 352 с.
28. Футбол – поурочная программа для юных футболистов СДЮШОР И ДЮСШ / И.А.Швыков [и др.]. М.: «Терра-Спорт», 2000.
29. Футбол: учебник / под ред. М. С. Полишкиса, В. А. Выжгина. М.: Физкультура, образование и наука, 1999. 254 с.
30. Чирва Б. Г. Футбол. Программы предсоревновательной подготовки профессиональных команд. М.: Дивизион, 2015. 216 с.
31. Шулятьев В.М. Спортивные игры: Теория, методика, практика: Учебное пособие. Омск: ОмГТУ, 1998. 92 с.
32. Энцо Сассо. Футбольный тренер. М.: «Терра-Спорт», «Олимпия-Пресс», 2003.
33. Юный футболист: учебное пособие для тренеров / под общ. ред. А. П. Лаптева, А. А. Сучилина. М.: Физкультура и спорт, 1983. 254 с.
Для 12-13 летних футболистов в плане роста спортивного мастерства преимущественное значение имеют показатели физической работоспособности, комплексного проявления быстроты, ловкости и техники в специфических сложно-координационных двигательных действиях, в соревновательных объемах техники и тактики. Уровень развития спортивного мастерства футболистов 14-15 лет преимущественно обусловлен следующими показателями: масса тела, скоростно-силовые качества, соревновательный и тренировочный объем разносторонности техники, соревновательная разносторонность тактики игры, которая имеет обратную взаимосвязь с общим объемом технико-тактических действий. Значительно возрастает влияние комплексного проявления быстроты, ловкости и техники владения мячом в сложно- координационных двигательных действиях [2].