Дизорфография у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Дипломная работа, в которой автор выделяет три вида дизорфографии: морфологическая, синтаксическая, смешанная, кроме того дизорфографию рассматривают по степени тяжести: легкая степень, средняя степень и тяжелая степень. Исходя из полученных данных автор разрабатывает программу по содержанию логопедической помощи по преодолению дизорфографии у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
13.10.2022
Объем файла
414 Кб
Количество страниц
85
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1920 руб.
2400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. В жизни ребенка всегда наступает очень важный и трудный этап обучения в школе – обучение грамоте. На этом этапе закладывается возможность дальнейшего обучения и усвоений знаний. Трудности овладения навыком письма препятствуют формированию полноценной учебной деятельности. Известно, что письмо как деятельность приобретает особую значимость в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности в целом.
Успешное овладение орфографическими знаниями, умениями и навыками лежат в основе усвоения учебных программ по различным общеобразовательным предметам . Орфографически правильное письмо является важнейшим условием не только в школьной адаптации, но и в целом приобщения к языковой культуре.
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………..

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ……………………………………………

1.1 Дизорфография как научная проблема…………………………………

1.2 Особенности  проявления дизорфографии у детей  

1.3 Психолого-педагогические особенности детей зпр ……

1.4 Логопедическая работа по преодолению дизофографии у детей младшего школьного возраста с ЗПР…………………………………………………….

ГЛАВА «ЭКСПЕРИММЕНТ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИИ У ДЕТЕЙ. МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ на примере 2-3 класса мбоу кабалудская сош

2.1 диагностика уровня дизорфографии методы и методики экспериментального исследования…….

2.2 Программа логопедической работы по преодолению дизорфографии у детей младшего школьного возраста с ЗПР……………………………………………

2.3 результативность разработанной программы …………………………

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………….

Приложение…………………………………………………………………….

Список литературы

1. Азова О.И. Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников. М.: ТЦ Сфера, 2011.

2. Азова О.И. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи: учебно-метод. Пособие / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: РУДН, 2007..

3. Азова О. И. Обследование младших школьников с дизорфографией. Учебно-метод. пособие. Ч. 1 / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М.: РУДН, 2007.

4. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. Известия АПН РСФСР 2006.

5. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии; Кн. для учителя: Из опыта работы. 2-е изд., перераб. Просвещение, Учебная литература, 2001.

6. Вильшанская А. Д. Условия формирования приёмов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР [Текст] / А. Д. Вильшанская // Дефектология. - 2005. - № 2. - С. 57 -6 5.

7. Гвоздев А. Н. Вопросы современной орфографии и методики ее преподавании. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 2001 -.

8. Елецкая О.В. Диагностика и коррекция дизорфографии у школьников. - М., 2009.

9. Елецкая О.В. Методика коррекции дизорфографии у школьников. Учебно-методическое пособие. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2016.

10. Елецкая О.В. Формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова у школьников с нарушениями письменной речи // Логопед, 2005 - №1.

11. Елецкая О.В. Формирование учебной деятельности у школьников с  дизорфографией:  Учебно-методическое пособие. М.:Национальный книжный центр, 2016.

12. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

13. Зикеева А. Г. Формирование сложных союзных конструкций у младших школьников с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004.-№ 3. - С. 37 -43.

14. Зорина С. В. Коррекция нарушений грамматического строя речи у детей с ЗПР / С. В. Зорина// Логопед в детском саду. - 2006. - № 3. - С. 27 - 31.

15. Зорина С. В. Нарушения формирования грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития //Логопедия. - 2005. - № 3. - С. 35 - 40.

16. Иванова С. В. Развитие фонематических процессов у детей с задержкой психического развития. Усвоение темы

«Мягкость и  твердость  согласных  звуков»  с  применением

«полезных моделей» // Школьный  логопед.  -  2006.  -  №  2.  -  С. 33 - 47.

17. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Николаева Т.В., Савченко С.Ф. Дисграфия и дизорфография: изучение, методика, сказки. - СПб, 2008.

18. Иншакова О.Б., Назарова А.А. Методика выявления дизорфографии у младших школьников. СПб.: СПбГУПМ, 2016.

19. Иншакова О.Б.  Методика  выявления  дизорфографии у младших школьников / О.Б. Иншакова, А.А. Назарова. – М.: В. Секачев, 2013. – 72 с.

20. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей : учеб.-метод. пособие / А. Н. Корнев. - СПб., 2007.

21. Костенкова Ю.А Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения 2004.

22. Костенкова Ю. А. Некоторые особенности письменной речи младших школьников, имеющих задержку психического развития [Текст] / Ю. А. Костенкова // Школьный логопед. - 2008. - № 4. - С. 17-22.

23. Крылова Е. В. Анализ связных речевых высказываний учащихся с ЗПР [по  данным  экспериментального исследования // Школьный логопед. - 2007. - № 3. - С. 14 - 32.

24. Крылова Е. В., Колодовская Е.В. Развитие связной речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Логопедия. - 2004. - № 1(3). - С. 41- 48.

25. Лалаева Р.И Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. М.: Изд-во МСГИ, 2004.

26. Лалаева Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР/ Р.И. Лалаева. - М., 2004.

27. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб, 2001.

28. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. - СПб.: СПбГУПМ, 1999.

29. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. - СПб, 1999.

30. Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития. – СПб., 2004.

31. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. - СПб., 2004.

32. Логинова Е.А., Елецкая О.В. Состояние лексико- грамматических компонентов речи у школьников с дизорфографией. // Логопедия. Научно-методический журнал. - СПб.: Издательский дом «Образование плюс», 2006.

- №4 (14).

33. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. - М., 2002

34. Назарова А.А. Диагностика и коррекция дизорфографии у учащихся начальных классов: автореф. дис.

… канд. пед. наук: 13.00.03 – коррекционная педагогика (логопедия) / А.А. Назарова. – Москва, 2017.

35. Парамонова Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии. - СПб., 2008.

36. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно - методическое пособие. - СПб., 2006.  Прищепова И.В. Профилактика дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи // Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. - М.: Изд. МПСИ, 2003.

37. Прищепова И. В. Дизорфография младших школьников : учеб.-метод.  пособие  / И.  В.  Прищепова  - СПб. :КАРО, 2006.

38. Прищепова И.В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи / И.В. Прищепова // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. - СПб.: Образование, 1992. – С. 124-131.

39. Садовникова И. Н. Происхождение специфических ошибок младших школьников при письме / И. Н. Садовникова

// Начальная школа. - 2001 -№ 8.

40. Самойлова С. В. Особенности зрительного восприятия детей с задержкой психического развития // Специальная психология. - 2008. - № 1. - С. 22 - 25.

41. Сумченко Г.М. Дизорфография как следствие недоразвития языковой системы ребенка // Проблемы детской речи. Материалы Всероссийской конференции. Санкт-Петербург, 24 - 26 ноября 1999. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

42. Сычевич И. В. Особенности представлений о себе и значимых других у младших школьников с ЗПР в разных условиях обучения // Дефектология. - 2008. - № 3. - С. 31 - 39.

43. Шамарина Е. В. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с

задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. - 2005. - № 4. - С. 26 - 33.

44. Шамарина Е.В. Развитие мышления младших школьников с задержкой психического развития// Коррекционная педагогика. - 2004. - № 2(4). - С. 42 -4 7.

45. Шарипова Н.Ю. Типология проявления дизорфографии у учащихся общеобразовательной школы / Н.Ю. Шарипова // Проблемы современногообразования. - 2013. - №2. - С. 152-159.

Интернет ресурсы

46. Елецкая О.В. Диагностика и коррекция        дизорфографии у школьников //Современные научные исследования и инновации. 2011 № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2505

47. Елецкая О.В. Формирование орфографического навыка письма у учащихся с дизорфографией. [Электронный ресурс]. URL:  http://www.logoped-sfera.ru/formirovanie- orfograficheskogo-navyka-pisma-u-uchashhixsya-s- dizorfografiej.html

48. Елецкая О.В. Изучение проблемы дизорфографии у школьников. [Электронный ресурс]. URL: http://ckpp.spb.ru/sites/default/files/Dizorografiya_0.pdf

Иванова О.В. Формирование самоконтроля на письме [Электронный ресурс]. URL: http://www.razvitie.edusite.ru/formirovanie-samokontrolya

Дети с ЗПР лучше воспринимают материал в виде картинок, чем тот же вербальный материал. Много ошибок допускают дети при опосредованном запоминании. У детей с ЗПР без специального обучения не формируется умение самостоятельно применять приемы рационального запоминания.
Детям с ЗПР также характерна недостаточная гибкость мышления, склонность к стереотипным, шаблонным способам решения и неправомерная актуализация имеющихся знаний. Причиной ошибочных решений часто бывает также неправомерная актуализация родовых понятий, недостаточное владение операцией абстрагирования.