Арт-терапия как средство коррекции эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с cиндромом дефицита внимания и гиперактивности

Дипломная работа, в которой, в ходе проведения теоретического анализа литературы по проблеме особенностей и причин появления гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста было определено, что гиперактивность выступает нарушением психического развития в результате действия комплекса биологических и социальных факторов и проявляется в повышении двигательной активности, при снижении внимания, не способности к саморегуляции поведения и деятельности.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
13.10.2022
Объем файла
418 Кб
Количество страниц
67
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Эмоциональная сфера человека представляет собой сложную регуляторную систему. Нарушения в этой сфере препятствуют свободному взаимодействию личности с окружающим миром, приводят к отклонениям в личностном развитии, стимулируют появление психологических расстройств. Корни большинства эмоциональных проблем взрослых кроются в детском возрасте. Среди глобальных проблем человечества в современном мире, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении внутрисемейной атмосферы, социального окружения, качестве медицинского обслуживания, отношений ребенка с близкими взрослыми, а также восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторах. 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ особенностей развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 7

1.1 Анализ понятия Cиндром дефицита внимания и гиперактивности и причины его появления у детей старшего дошкольного возраста 7

1.2 Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 16

1.3. Арт-терапия как средство коррекции эмоциональной сферы 27

Выводы по первой главе 33

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 35

2.1. Диагностика особенностей развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 35

2.2 Комплекс занятий с использованием арт-терапевтических методов, направленных на воспитание гиперактивных детей старшего дошкольного возраста 49

Выводы по второй главе 65

Заключение 66

Список литературы 68

Список литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – Москва: Академия, 1999. – 672 с.

2. Альтхерр, П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития / П. Альтхерр, Л. Берг / пер. с немецкого. – Москва: Академия, 2004. – 160 с.

3. Альтхерр, П. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учеб. пособие / П. Альтхерр, Л. Берг; под ред. М. Пассольта. – Москва: Академия, 2004. – 160 с.

4. Арцишевская, И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду / И. Л. Арцишевская. – Москва: Книголюб, 2011. – 64 с.

5. Афонина, А. В. Пойми меня и действуй правильно! метод. пособие   для   психологов, педагогов   и   родителей   /   А.   В.    Афонина, Н. В. Груздева. – Иваново: ИПК и ПИК, 2004. – 116 с.

6. Афоничкина, К. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста / К. В. Афоничкина // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: Сб. тр. Международ. научно-практич. конф. – Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2014. – С. 10-13.

7. Бадалян, Л.   О.   Синдромы   дефицита   внимания   у   детей   / Л. О. Бадалян, Н. Н. Заваденко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – 1993. – № 3. – С. 74-90.

8. Безруких, М. М. Интеллектуальное развитие детей 6-7 лет с дефицитом внимания и гиперактивностью / М. М. Безруких, Е. С. Логинова // Экология человека. – 2010. – № 11. – С. 40-46.

9. Брязгунов, И. П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. – Москва: Медпрактика-М. – 2002. – 128 с.

10. Брязгунов, И. П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. – Москва: Институт Психотерапии, 2001. – 96 с.

11. Булгаков, А. Б. Проблемы оптимизации образования гиперактивных детей / А. Б. Булгаков, О. С. Булгакова // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2. – С. 18-19.

12. Васильева, А. А. К вопросу о формировании познавательной сферы у старшего дошкольника с СДВГ/ А. А. Васильева //Актуальные проблемы психологического знания. – 2010. – № 4. – С. 94-98.

13. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология, педагогическое общество России / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова. – Москва: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.

14. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология внимания / Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – Москва: ЧеРо, 2001. – 858 с.

15. Глозман, Ж. М. Проблема синдрома дефицита внимания с гиперактивностью   и   подходы   к   его    коррекции    /   Ж.    М.    Глозман, И. А. Шевченко // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – № 3 (55). – С. 129-137.

16. Голик, А. Гипердинамический синдром / А. Голик, В. Мамцева; под ред. С. Ю. Циркина // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – Санкт-Петербург: Питер, 1999. – С. 265-266.

17. Дробинская, А. О. Гиперактивный ребенок. Как ему помочь? / А. О. Дробинская // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2004. – № 2. – С. 67-73.

18. Дробинский, А. О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания / А. О. Дробинский // Дефектология. – 1999. – № 1. – С. 31-36.

19. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте / Н. Н. Заваденко. – Москва: Академия, 2005. – 256 с.

20. Заваденко, Н. Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома внимания с гиперактивностью у детей / Н. Н. Заваденко // Школьный психолог. – 2000. – № 4. – С. 4-6.

21. Заваденко, Н. Н. Оценка трудностей социально-психологической адаптации   у   детей   с    гиперактивностью    и    дефицитом    внимания    / Н. Н. Заваденко, Т. В. Лебедева // Экология человека. – 2010. – № 11. – С. 52-57.

22. Заваденко, Н. Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей в диагностике / Н. Н. Заваденко // Мир психологии. – 2002. – № 3. – С. 196-208.

23. Заломихина, И. Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / И. Ю. Заломихина // Логопед. – 2007. – № 3. – С. 33-39.

24. Игумнова, Т. Т. Арттерапия и ее использование в практике дошкольного учреждения / Т. Т. Игумнова, Н. А. Осеева // Психология, социология и педагогика. –2013. – № 3. – С. 3-8.

25. Касатикова, Е. В. Исследование распространенности показателей внимания и факторов риска для развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников / Е. В. Касатиков, Н. П. Ларионов // Педиатрия. – 1999. – № 5. – С. 73-76.

26. Кириллова, Е. А. Гиперактивный ребенок / Е. А. Кириллова, Е. Э. Беляева. – Харьков: Основа, 2011. – 176 с.

27. Киселева, М. В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, врачей   и   специалистов   работающих   с   детьми   / М. В. Киселева. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 160 с.

28. Кисленко, О. В. Психофизиологические особенности гиперактивных детей / О. В. Кисленко // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 3. – С. 25-30.

29. Коган, Б. Гиперактивность / Б. Коган // Обруч. – 2009. – № 1. – С. 17-21.

30. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 366 с.

31. Кошельков, Д. А. Особенности произвольной регуляции деятельности у детей 5-6 лет с признаками дефицита внимания и гиперактивности / Д. А.Кошельков, О. А. Семенова // Альманах Новые исследования. – 2009. – № 2 (19). – С. 47-48.

32. Кропотов, Ю. Д. Современная диагностика и коррекция синдрома нарушения внимания / Ю. Д. Кропотов. – Санкт-Петербург: ЭЛБИ-СПб, 2005. – 148 с.

33. Кучма, В. Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза) / В. Р. Кучма, И. П. Брязгунов. – Москва: Олег и Павел, 1994. – 98 с

34. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. – Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 256 с.

35. Лукьянова, Е. В. Использование игровых театральных технологий в психолого-педагогической работе с гиперактивными детьми // Е. В. Лукьянова, Л. Ю. Муравей // Научный поиск. – 2015. – № 12. – С. 58-60.

36. Маврин, С. Особенности работы с гиперактивными детьми в детском саду // Детский сад от А до я: научно-методический журнал. – 2009.

– №3 (27) – С. 13-20.

37. Макаренко, С. Психолого-медико-педагогическая помощь гиперактивным детям / С. Макаренко // Воспитание школьников. – 2007. –

№ 9 – С. 48-54.

38. Максимова, А. Л. Гиперактивность и дефицит внимания у детей / А. Л. Максимова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 221 с.

39. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. – Санкт-Петербург: Речь, 2012. – 220 с.

40. Мардер, Л. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Мардер. – Москва: Генезис, 2012. – 143 с.

41. Медведева Е. В. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учебник для вузов / Е. В. Медведева, И. Ю. Левченко. – Москва

: Академия, 2011. – 248 с.

42. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арт-терпия в специальном образовании / Е. А. Медведева. – Москва: Академия, 2001. – 246 с.

43. Микадзе, Ю.    В.    Нейропсихология    детского    возраста    / Ю. В. Микадзе. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 288 с.

44. Монина, Г. Б. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь: монография / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 186 с.

45. Монина,   Г.    Работа    с «особым» ребенком   /   Г.   Монина, Е. К. Лютова-Робертс // Первое сентября. – 2000. – № 10. – С. 7-8.

46. Морозова, Е. А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: причины и последствия / Е. А. Морозова // Практическая медицина. – 2011. – № 48. – С. 125-127.

47. Никишина, В. Б. Критерии оценки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью / В. Б. Никишина // Психиатрия. – 2013. – № 4 (60). – С. 57-62.

48. Политика, О. И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / О. И. Политика. – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 208 с.

49. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.    метод.   пособие    /    под    ред.   О.    В.    Токарь, Т. Т. Зимаревой. – Москва: Флинта, 2009. – 152 с.

50. Романчук, О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / О. И. Романчук; пер. с украинского. – Москва: Генезис, 2010. – 336 с.

51. Серегина, И. Н. О профилактике и коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности в детском возрасте / И. Н. Серегина // Вестник практической психологии образования (МГППУ). – 2012. – № 3. – С. 67-74.

52. Серегина, И. Н. Особенности психологической коррекции по преодолению   психоэмоционального   неблагополучия   детей   с    СДВГ   / И. Н. Серегина // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2014. – Т. 1. – № 25. – С. 45-49.

53. Сиротюк, А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А. Л. Сиротюк. – Москва: Сфера, 2002. – 128 с.

54. Стребелева, Е. С. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е. С. Стребелева. – Москва

: Просвещение, 2005. – 163 с.

55. Сухотина, Н. К. Оценочные шкалы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью / Н. К. Сухотина, Т. И. Егорова // Социальная и клиническая психиатрия. – 2008. – Т. 18. – № 4. – С. 15-21.

56. Тамбиев, А. Э. Динамика основных свойств внимания у детей младшего   школьного   возраста   с    синдромом    дефицита    внимания    / А. Э. Тамбиев, С. Д. Медведев // Конгресс по детской психиатрии. – Москва: РОСИНЭКС, 2001. – 156 с.

57. Тихонова, Ю. В. Детская гиперактивность и ее психокоррекция / Ю. В Тихонова, М. И. Аптыкова // Тенденции формирования науки нового времени: Сб.   ст.    Международ.    научно-практич.    конф.    /    под    ред. А. А. Сукиасян. – 2014. – С. 319-322.

58. Тохтамыш, А. М. Методика эскалации тактильного контакта в психологической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста   с   признаками   гиперактивности    и    дефицита    внимания    / А. М. Тохтамыш // Вестник психологии и социальной педагогики: сб. науч. трудов. – 2009. – URL : http://www.psyh.kiev.ua (дата обращения: 16.10.2019).Труфанова, Г. К. Проблема межличностных отношений у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / Г. К. Труфанова // Специальное образование. – 2014. – № 2. – С. 50-56.

59. Урунтаева, Г. А.   Дошкольная   психология: учеб.   пособие   / Г. А. Урунтаева. – Москва: Академия, 2001. – 336 с.

60. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника / Г. А. Урунтаева. – Москва: Академия, 2008. – 368 с.

61. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения: 08.09.2019).

62. Чутко, Л. С. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков / Л. С. Чутко, А. Б. Пальчик. – Санкт-Петербург: ИД СПб-МАПО, 2004. – 112 с.

63. Шарапановская, Е. В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП / Е. В. Шарапановская. – Москва: Сфера, 2005. – 96 с.

64. Шевченко, Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом / Ю. С. Шевченко. – Москва: Вита-Пресс, 1997. – 52 с.

65. Шевченко, Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом: практическое руководство для врачей, психологов и педагогов / Ю. С. Шевченко. – Москва

: Вита-Пресс, 1997. – 52 с.

66. Яковлева, М. Б. Особенности когнитивной сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / М. Б. Яковлева // Российский научный журнал. – 2009. – № 3 (10). – С. 220-225.

67. Ясюкова, Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями / Л. А. Ясюкова. – Санкт- Петербург: ИМАТОН, 2007. – 178 с.

Гипердинамичный ребенок действует, не задумываясь о последствиях, хотя он не планирует ничего плохого и сам искренне расстроен из-за инцидента, виновником которого он становится.
Легко переносит наказание, не держит обид, не помнит обид, ежеминутно ссорится со сверстниками и сразу же мирится.
Самая большая проблема гиперактивного ребенка - это его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и не заканчивает никаких дел. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса. [42]