Психологическая готовность детей 6-7 лет к школьному обучению

Дипломная работа, целью которой является сравнительный анализ психологической готовности детей шести и семи лет к обучению в школе по результатам комплексной психодиагностической программы. В ходе исследования автор проводит эмпирическое исследование психологической готовности к школе детей шести и семи лет.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
12.10.2022
Объем файла
202 Кб
Количество страниц
58
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1760 руб.
2200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. Поступая в школу, ребенок оказывается на новом, не знакомом этапе своей жизни. Это его новый, неизведанный мир со своими страхами, трудностями и радостями. Это и различные права и обязанности, взаимоотношения с учителями и сверстниками. На современном этапе перед обществом стоит главная задача совершенствовать процесс воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, подготавливать их к обучению в школе.  Актуальность диагностики и исследования готовности ребенка к школе объясняется необходимостью, с одной стороны, тщательного обдумывания и взвешенного решения о поступлении в школу, а с другой - необходимостью активной подготовки ребенка к школе.
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………..............4

Глава I. Теоретические основы исследования психологической 

готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста………………………..............................................................................8

1.1. Исследование проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии ...........................................................8

1.2. Психологическая характеристика состояния готовности ребенка 

к обучению в школе..............................................................................................14

1.3. Обзор методик диагностики психологической готовности ребенка к обучению в школе.................................................................................................24

Выводы по первой главе.......................................................................................28

Глава II. Эмпирическое исследование психологической готовности 

к обучению в школе детей 6-7 лет ………………...........................................30

2.1. Методология и схема проведения исследования …………………….......30

2.2. Сравнительный анализ по итогам диагностики психологической 

готовности детей к школе ………………………………….……......................36

2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования. ………………........43

Выводы по второй главе.......................................................................................47

Заключение……………………………………………………………...............53

Список использованных источников  и литературы.................................. 58

Список  источников и литературы

1. Авраменко, Н.Подготовка ребенка к школе. - М., 2004. - 148 с.
2.Р.Айзман, Г.Жарoва, А.Савенков, С.Забрамная, И.Ядрихинская  Подготовка ребенка к школе. - М.: Издательствo Новосибирского государственного педагогического института, 2004. - 134 с.
3.Е.Белова Размышления перед шкoлой: Советы рoдителям.// Дошкольное образование. - 2005. - №8. - С. 80.
4.Л.И.Божович Проблема развития мотивационной сферы ребенка/ Хрестоматия по психологии: Учебное пoсобие для студентoв педагогических вузов (составитель В.В. Мироненко; под ред. А.В. Петровского.-М.-2005.-185 с.
5.Л.И.Божович  Избранные психoлогические труды. - М., 2008. - 260 с.
6.Л.И.Божoвич  Проблемы фoрмирования личности. - М., 2006. - 383 с.
7.Е.Бугрименко, А.Венгер, К.Поливанова, Е.Сушкова Готoвность детей к школе диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. - М., 2007. - 276 с.
8.Л.А.Венгер Психологические особенности шестилетних детей.-М,2004.-287с.
9.Л.А.Венгер Психологические проблемы подготовки детей к школе.-М2004. - 289 с.

10.Л.А.Венгер, Н.К.Цукерман Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. - Томск, 2005 -. 234 с.
11.Вестник Московского городского педагогического университета. Серия Педагогика и психология. http://www.iprbookshop.ru/25613.html
12.Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 2. Проблемы общей психологии / под ред. В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 2004. - 278 с.
13.Галагузова Л.Н., Смирнова Е.О. Этапы общения: от одного года до семи лет. - М., 2004 - 157 с.
14.Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. Слободчикова В.В. - Томск: Обь, 2004. - 240 с.
15.Н.И.Гуткина Психологическая готовность к школе. - М.: Общественная организация «Образование», 2006. - 143 с.
16.Н.И.Гуткина Диагностика и коррекция готовности детей к обучению в школе. Диагностическая и корректирующая работа школьного психолога. - М., 2005. - с. 193 с.
17.Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возраст и педагогическая психология.- М., 2006.- 169 с.
18.Ермолова Т.В., Комогорцева И.С. Временный аспект образа самого себя у старших дошкольников. // Вопросы психологии. // №2, 2008. С.12.
19.Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики  Под ред. А.В. Запорожец, Г.А. Маркова. - М., 2007.-250 с.
20.Кардашенко В.Н., Вишневецкая Т.Ю. Биологический уровень развития и «школьная зрелость» детей 6-7 лет. //Новые исследования по возрастной физиологии. - 2007. - №1 (6). - С.14.
21.Коломинский Я.Л., Панко Е.А. Учителю о психологии шестилетних детей. - М., 2002. - 125 с.
22.Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 2005. - 245 с.
23.Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе. //Дошкольное образование. - 2006. - № 7. - С. 81.
24.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 2008 г. - 335 с.
25.Леонтьев А.Н. К теории развития детской психики //Избранные             // Психологические проблемы: В 2-х томах - М., 2005.-185 с.
26.Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишинев, 2004, с. 167.
27.Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М: Просвещение, 2006.-182 с.
28.Мухина В. С. Детская психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2007. - 352 с.
29.Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту. - М., 2007. - 168 с.
30.Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, Кн. 3., 2005. - 640 с.
31.Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, Кн. 3., 2005. - 640 с.
32.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., Воронин Н.П. Готовность детей к учебной деятельности: теория и методы исследования. Ярославль, 2004-158 с.
33.Педагогика и психология образования. http://www.iprbookshop.ru/70186.html
34.Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. М,2004.291 
35.Подяков Н. М. Дошкольное мышление. М., 2004.-122 с.
36.Рыбина Е. Готов ли ребенок к школьному обучению? // Дошкольное образование. - 2007. - №8. - С.25-28.
37.Сайт Школьных психологов России www.psycholog-school.ru
38.Сапогова Е. Е. Особенности переходного периода у детей 6-7 лет          // Вопросы психологии. 2006. С. 36.
39.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
40.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение, 2008. - 291 с.
41.Федеральное агентство по образованию http://www.ed.gov.ru
42.Фолькельт Г. Экспериментальная психология дошкольника. - М.: Государственное издательство, 2005.180 с.
43.Черемошкина Л.В. Развитие детской памяти. / Популярное руководство для учителей и родителей. - Ярославль, 2007. - 132 с.
44.Электронный журнал «Школьный психолог» www.psy.1september.ru
45.Эльконин Д.Б., Вагнер А.Л. Особенности психологического развития детей 6-7 лет. - М., 2005.-189 с.
46.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М., 2005.- 167.
     

Утратив непосредственность, малыш обретает свoбоду от сложившейся ситуации. Эта свобода дает ребёнку произвольность и посредничество его душевной жизни, способность становится его внутренним достоянием и распространяется на разные сферы жизни. ...
В этом возрасте именно возникает требовательность к себе, самооценка, самоуважение, уровень требований к своему успеху и является следствием осознания и обобщения своего опыта. Расширяется не только сфера интересов малыша, но и сфера его социальных контактов. Он входит в новое сообщество людей и устанавливает контакты с новым кругом взрослых (воспитатели детских садов, соседи, знакомые родителей, врачи, руководители секций). Между сверстниками отношения становятся очень важными и сложными. В новом сообществе отличительной чертой контактов является опосредование отношений по определенным правилам. В семье ребенок если может вести себя напрямую и задача «как себ