Принудительные меры воспитательного воздействия в России и основные направления их совершенствования

Дипломная работа, целью которой выступает исследование правоприменительной практики, создающейся в области принудительных мер воспитательного воздействия, формулировка предложений по усовершенствованию данной практики. Предметом ВКР выступают нормы права, регламентирующие применение принудительных мер воспитательного воздействия, правоприменительная практика. Методологическую основу дипломной работы составляет комплекс общенаучных (анализ, синтез, системно-структурный и др.) и частнонаучных (конкретно-социологический, логико-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой и др.) методов.
Author image
Radik
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
12.10.2022
Объем файла
126 Кб
Количество страниц
72
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современном мире возросла необходимость контролировать преступность несовершеннолетних. Поступки подростков стали настораживать общественность, так как становятся все более жестокими и агрессивными. Мировая общественность озабочена поиском эффективных мер пресечения данных деяний, но таких, которые будут гуманными мерами воздействия и борьбы с данным явлением.
Динамика преступлений, совершаемых несовершеннолетними, не выглядит позитивной, с каждым новым десятилетием растет именно подростковая преступность, что приводит к общему ухудшению социально-экономической обстановки в стране.
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ И ОБОСНОВАННОСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ……………...……………….6
1.1. Понятие, признаки, обусловленность принудительных мер воспитательного воздействия……………………………….…….………...........6
1.2. Ретроспектива становления института принудительных мер воспитательного воздействия в уголовном законодательстве России……….24
1.3. Зарубежный опыт применения к несовершеннолетним мер уголовно-правового характера, не связанных с наказанием…………………..................34
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ……..47
2.1 Основания и условия применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним……………………………………………47
2.2 Виды и содержания принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним……………………………………………………………523. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ……..59
3.1. Совершенствование механизма применения принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности …………..……………59
3.2. Модернизация правового регулирования освобождения несовершеннолетних от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия…………………………………………………...64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………74

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно-правовые акты:

1. Декларация прав ребенка: принята 20 ноября 1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. − М.: Юридическая литература, 1990. − С. 385−388.

2. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила): приняты резолюцией № 40/33 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 10 декабря 1985 г. // Советская юстиция. – 1991. − № 12

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – 24 декабря. – № 52 (часть I). – Ст. 4921.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – 17 июня. – № 25. – Ст. 2954.

3. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.

4. Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 06.02.2014 № 31238) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 17.03.2014. № 11.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 (ред. от 29.11.2016) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Российская газета.11.02.2011. № 29.

 

Учебная и научная литература:

6. Анферова О.А., Анферов А.А. Основание прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия // Гуманитарные исследования. 2006. № 4. С. 63

7. Волков К. А. Специальный вид освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних: вопросы теории и судебной практики // Российский следователь. 2015. № 9. С. 15-17.

8. Казакова Т.А. Принудительные меры воспитательного воздействия как альтернатива уголовному наказанию // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 2. С. 14

9. Кольяков Р.В. Принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним заключенным в англосаксонской системе права // Человек: преступление и наказание. Рязань. 2014. С. 286

10. Макарова С. А. Некоторые аспекты применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2014. № 4. С. 21-24.

11. Медведев Е.В. Понятие и виды принудительных мер воспитательного действия // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2009. № 4. С. 14.

12. Овсянников И.В., Солонина С.Ю. Установление возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 1. С. 153

13. Рождествина А.А. Передача под надзор как принудительная мера воспитательного воздействия // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. № 6. С. 20.

14. Российское уголовное право. Учебник. В 2 томах. Том 1. Общая часть / Под ред. А. Рарога. М., 2017. С. 341.

15. Ткачев В. Н. Опытная модель ювенальной юстиции в Ростовской области и ее распространение в регионах России // Официальный сайт Ростовского областного суда. URL: http://oblsud.ros.sudrf.ru/ modules.php?name=press_dep&op=1&did=162.

16. Тюшнякова О.В. К вопросу о правовой природе принудительных мер воспитательного воздействия // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2013. № 1. С. 264.

17. Фильченко А.П. Принудительные меры воспитательного воздействия - форма реализации уголовной ответственности // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 3 (40). С. 448. 11

18. Харзинова В.М. Прокурор в уголовном процессе // Теория и практика общественного развития. 2014. № 10. С. 165

19. Щепельков В.Ф. Конструирование и применение норм об уголовной ответственности несовершеннолетних // Известия ВУЗов. Правоведение. 2003. № 4. С. 130-135.

Данный кодекс внес огромный вклад в развитие уголовного права. В статье 142 Уложения речь шла об ответственности малолетних и несовершеннолетних: «Уменьшающим вину и строгость наказания признаются малолетствие и несовершеннолетие подсудимого» .В статье 143 рассматриваемого акта можно обнаружить прообраз современных мер воспитательного воздействия, а именно: «Дети, коим более семи, но менее десяти лет от роду, и которые не имеют еще надлежащего о своих обязанностях разумения, не подвергаются определенному в законах наказанию, но отдаются родителям или благонадежным родственникам для строгого за ними присмотра, исправления и наставления, между прочим и через духовника их или другого священнослужителя. Данное правило распространяется и на имеющих от десяти до четырнадцати лет от роду, когда с достоверностью признано, что преступление учинено ими без разумения».