Управление процессом социализации младших школьников с помощью интерактивных игр
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Управление процессом социализации младших школьников занимает особое место в современной психологии и педагогике. «Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование» [12, с.325].
В зарубежных изучениях социализация постигается с основания 20-х годов XX века. Имеющиеся разнообразные фокусы трактований, соглашений и моментов социализации, ее механизмом, пути управления и результаты социализации. Теоретически интеракционизма социализация счет общественного взаимодействия людей (Д. Хорке, Т. в школе скелетного функционализма, как о ходу совершенной интеграции сплетни в социальную систему, в ходе, какого приключается ее приспособление (Р. Мертон, Т. в критической концепции, будто установление эластичности в оценке себя самого и умения пересматривать налаженность ценностей (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс) и др. Социализация деток меньшого школьного года остается малоизученной область. В исследованиях аргументированы предназначение и достижения младенчества (Н. Виноградова, Т. Драгунова, И. Дубровина, А. Захарова, С. Козлова, А. Маркова, М. Выучено формирование малыша будто социокультурного и психосоциального парадокса с уникальной обстановкой развития, приобретениями сплетни (Л. Божович, Л. Парамонова, Д. Фельдштейн, С. Щеглова, А.М. Щетинина).
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………………….......12
1.1.Понятие «социализация», факторы, механизмы и показатели в психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературе………………………………12
1.2.Возрастные особенности младших школьников……………………………………..18
1.3. Модель управления процессом социализации младших школьников с помощью интерактивных игр…………………………………………………………………………25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1…………………………………………………………………...29
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР………………………………………………….31
2.1. Описание диагностической программы, направленной на изучение социализации младших школьников………………………………………………………………………31
2.2 Технология реализации модели управления процессом социализации младших школьников с помощью интерактивных игр…………………………………………......40
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………………………...47
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР……………………………47
3.1.Представление и анализ результатов констатирующего этапа исследования социализации младших школьников с помощью интерактивных игр………………….48
3.2 Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапе эксперимента…………………………………………………………63
3.3. Методические рекомендации для учителей начальных классов по управлению процессом социализации младших школьников с помощью интерактивных игр…….82
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3…………………………………………………………………...83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М., 2011
2. Асонова, Е.А. Как чтение влияет на процесс социализации [Текст] / Е.А. Асонова // Народное образование. – 2013. – № 2. – с.252-257.
3. Белоус, О.В. Социально-психологические проблемы формирования личности ребенка в семье [Текст] / О.В. Белоус // Семейная психология и семейная терапия. – 2015. – №2. – с. 81-87.
4. Беляев, А. В. Социализация и воспитание детей опережающего развития [Текст] / А. В. Беляев // Педагогика. – 2013. – №2. – С. 67-73.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2014.
6. Васюра С. Коммуникативная активность мальчиков и девочек. Как представляют ее родители? [Текст] / С. Васюра // Дошкольное воспитание. – 2013. – №1. – с. 33-36.
7. Волков, Б.С. Психология возраста: от младшего школьника до старости [Текст] / Б.С. Волков. – М.: Владос, 2013. – 511 с.
8. Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Электронный ресурс].–Режимдоступа http://www.iprbookshop.ru/ 36520.html. –ЭБС«IPRbooks».
9. Волынская, Л.Б. Социокультурная и личностная адаптация человека на различных стадиях жизненного цикла [Текст]: учеб. пособие / Л.Б. Волынская; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: Флинта: НОУ ВПО МПСИ, 2012. – 161 с.
10. Вопросы социализации детей на предшкольной и школьной ступенях образования: сб. материалов по итогам работы II гор. открытой науч.- практ. конф. Соц. развитие ребенка-дошкольника: вчера, сегодня, завтра [Текст] / М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО Урал. гос.пед. ун-т, Упр. образования г. Екатеринбурга. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013. – 145 с.
11. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2017. – 199 с.
12. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Психолого-педагогические основы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. вузов / Н.И. Вьюнова и др. – М.: Академический Проект, 2011. – 256 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/ 36510.html. – ЭБС «IPRbooks».
13. Гавров С. Н., Никандров Н. Д. Образование в процессе социализации личности. Вестник УРАО, 2018. № 5. С.21.
14. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности //Вестник УРАО – 2014 - №5. – С.21.
15. Галеева, Н.Л. Анализ ресурсов школьной образовательной среды, обеспечивающих становление и развитие личностных образовательных результатов [Текст] / Н. Л. Галеева // Педагогическое образование и наука. – 2013. – № 2. – С. 110-116.
16. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – С. 1–171.
17. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. всех специальностей педагогических вузов / М.В.
18. Гиддингс, Ф.Н. Основания социологии [Текст] / Пер. с англ. Н.Н. Спиридонова. – Изд. 3-е. – M.: КРАСАНД, 2012. – 427 с.
19. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка:Учеб. пос. для студ. выс. уч.зав.- СПб: Речь, 2014 – 272 с.
20. Готовы ли дети учиться? [Текст] / ред. М.М. Безруких. – М.: Чистые пруды, 2014. – 31 с.
21. Гуревич, П.С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник/ Гуревич П.С. – Электрон. текстовые данные. – М.:ЮНИТИДАНА, 2012. – 320 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8121. – ЭБС «IPRbooks».
22. Гурьянова, О.А. Роль семейного досуга в социализации ребенка [Текст] О.А. Гурьянова // Вестник Казанского гос. ун-та кул-ры и искусств. – 2011. – №3. – с. 109-112.
23. Данилюк, А.Я. Воспитание и социализация младших школьников [Текст] / А.Я. Данилюк // Педагогика. – 2015. – №5. – с.7- 27.
24. Даутова, О.Б. Современные педагогические технологии. Основная школа [Текст]: методич. Пособ / О.Б. Даутова. – М.: Каро, 2015. – 176 с. 24.Дорохова, Т.С., Дорохов, Д.С. Электронные ресурсы как средство реализации посреднической функции социального педагога в школе [Текст] / Т.С. Дорохова, Д.С. Дорохов // Педагогическое образование в России – № 12. – 2014. – с. 75-79.
25. Дьюи Дж. Понятие рефлекторной дуги в психологии. [Текст] / Дж. Дьюи // Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины ХХ века: Сб. переводов. / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В.Г. Николаев. Отв. ред. Д.В. Ефременко. – М., 2016. – Сер.: Теория и история социологии) – с. 70- 83.
26. Емельянова, И.В. Человек в меняющемся мире. Мир, меняющий человека, человек, меняющий мир [Текст] / И.В. Емельянова // Школьное образование. – 2012. – №2. – с.74-87.
27. Епишина, Л. В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. // Начальная школа. – 2012. – №11. – С. 14–19.
28. Ермолаева, М.В. Психологическая карта дошкольника: готовность к школе [Текст] / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.; Воронеж: МОДЕК, 2011. – 95 с.
29. Загвоздкин, В.К. Готовность к школе [Текст]: метод. пособие для родителей / В.К. Загвоздкин. – СПб.: Деметра, 2011. – 94 с.
30. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Социальная педагогика» [Текст] / Т. В. Лодкина. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: AcademiA, 2013. – 320 с.
31. Изотова, Е.И. Индивидуализация профессиональной деятельности педагогов и психологов и её влияние на социализацию младших школьников [Текст] / Е.И. Изотова //Психология и школа. – 2011. – №1.– с.24-39
32. Конвенция ООН о правах ребенка [Текст]. – М.: Юрист, 2015. – 48 с.
33. Коротаева, Е.В. Социальное развитие детей: аспекты преемственности [Текст] / Е. В. Коротаева, М. В. Бывшева // Начальная школа Плюс До и После. – 2013. – № 12. – С. 17-22.
34. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2011.
35. Кривулина, М.Н. Психологический комфорт как один из факторов социализации школьников [Текст] / М.Н. Кривулина // Педагогические технологии. – 2011. – №6. – с.96-99.
36. Кубарь, С.В. Социализация личности посредством сотворчества педагогов и обучающихся [Текст] / С. В. Кубарь // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. – №12. – С. 17-18.
37. Кукушин В.С. Теория и практика воспитательной работы. - М.-Ростов- на-Дону,Изд. центр МарТ, 2012.
38. Кутеева, В.П. Семья как субъект социализации личности [Текст] / В.П. Кутеева // Вестник Мордовского госуниверситета. – 2013. – №2.– с. 191-195.
39. Лебединцев В. Б. Виды учебной деятельности в парах / В. Б. Лебединцев // Школьные технологии. – 2014. – №4. – С. 102–112.
40. Малыхина, Л. Б. Досуговые программы для детских общественных объединений / Л. Б. Малыхина // Детский досуг. – 2012 – № 3 – 108-144с.
41. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс [Текст]: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 797 с.
42. Матвеева О.Н. О социализации младших школьников в современных условиях //Известия ПГПУ им.В.Г.Белинского. Общественные науки. -№16(20).2012.- С.156.
Кода «Социализация как игра» подразумевает подготовку подростков к общественно необходимой значительности в обществе. Образование предполагает, что ребята будут подсоединяться в систему взаимозависимых диалоговых игр. Им нужно будет участвовать в дискуссиях и обсуждениях, где придется фасонировать и рассматривать различные ситуации, высказывать, предохранять свою и коллективную точку зрения. В процессе дел у детей будет вероятность самостоятельно предназначить свои болезненные и сведущие стороны.
Мастерство складывается на основе установленных монолитнее и задач, и эмоциональных особенностях, да предусматривается их познавательные персональные интересы.
Стати проведения: беседа, дискуссия, диалоговые игры, игры, споспешествующие вырабатыванию рефлексии. Материально-техническое обеспечение программы: развивающая кода «Социализация будто игра» будет реализоваться для складу МБОУ «ЦО№ 52 им. Лапина», где присутствует путь к отдельному кабинету, некоторый оборудован компьютерной и мультимедийной техникой, а да присутствует путь в интернет. Для психологического уюта для упражнениях програмки должно организовать удобную и благорасположенную атмосферу, подтолкнуть детей к творческой деятельности, использовать персональные и комплексные конфигураций взаимодействия.