Взаимосвязь стиля семейного воспитания и формирования акцентуаций характера в подростковом возрасте в однодетных и многодетных семьях

Цель исследования магистерской диссертации изучить взаимосвязь типа акцентуации характера в подростковом возрасте и стиля семейного воспитания
Author image
Timur
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
11.10.2022
Объем файла
290 Кб
Количество страниц
68
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3440 руб.
4300 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Акцентуации характера в подростковом возрасте обусловлены тем, что этот возраст самый сложный с точки зрения формирования и развития характера личности. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубоким изменением условий, влияющих на формирование личности ребенка. Особенности развития личности в подростковом возрасте изучаются в трудах психологов Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.К. Маркова, Л.М. Фридмана, И.Ю. Кулагиной Они касаются физиологии организма, взаимоотношений, складывающихся у подростков с взрослыми и их сверстниками, уровня грамотности познавательных процессов, интеллекта и навыков [22].
Центр жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, в среду взрослых и сверстников. В отношениях с ребенком-подростком родителям приходится перестраивать отношения, менять стиль воспитания [37]. В науке и психологической практике отношения между родителями и детьми изучались многими учеными (А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская, Э. Фромм, Д. Баумринд, А. А. Реан). Личностные характеристики и ценностные семейные ориентации играют особую роль во взаимоотношениях между родителями и детьми подросткового возраста [33]. Кроме того, переход ребенка к более высокому психологическому развитию часто сопровождается обострением конфликтов, о чем родителям не стоит особо беспокоиться. Родители, которые не гибки в воспитании молодых людей, отказываются менять свою точку зрения и взгляды, слишком требовательны, всегда критичны и возлагают неоправданные надежды на своих детей, не соответствующие их возрасту. Это пагубно сказывается на самооценке подростка, подавляет развитие его личности, что в конечном итоге приводит к стрессовым ситуациям в родительско-детских отношениях. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРОВ У ПОДРОСТКОВ В ОДНОДЕТНЫХ И МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ 7

1.1.Подходы к пониманию характера и акцентуации характера 7

1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста 18

1.3 Семья как основной фактор формирования характера в подростковом возрасте в однодетных и многодетных семьях 27

1.4. Особенности воспитания в однодетной и многодетной семьях. Роль семьи в воспитании детей 38

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ В ОДНОДЕТНЫХ И МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ 45

2.1 Организация и методы исследования 45

2.2 Анализ результатов исследования 56

2.3 Результаты статистических данных 65

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ: 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.2,м., 1980г.

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. — СПб.: Изд-во Питер, 2001. — 288 с.

3. Баумринд Д. Практическая психология. – М., 1995. 

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. (Формирование личности в подростковом возрасте: 292-365.) . 

5. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб.: «Речь», 2001. - 143с. 

6. Выготский Л. С. // Собр. соч. : в 6 т. — М. : Педагогика, 1982-1984. т. 4, с. 248

7. Выготский, Л.С. Динамика и структура личности подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Изд-во Институт практической психологии, 1996. — 304 с.

8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст]. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 257-280с.

9. Дубровина И. В. Формирование личности старшеклассника / И.В. Дубровина. — М.: Педагогика, 1989. — 168 с.- с. 10

10. Жигинас, Н.В. Девиантное поведение подростков как искажение нравственного воспитания / Н.В. Жигинас, Н.А. Зверева, Е.В. Гребенникова // Вестник ТГПУ 2014. 1 (142). - Томск: Изд-во ТГПУ. - 173 с.

11. Журавлев А.Л, Юрьевич А.В. Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2012. - 413 с. 58

12. Ильиных Ю.В. Стиль родительского воспитания как фактор формирования смысловой сферы старшего подростка. – М., 2004. – 211с.

13. Ковалев А. Г. Психология личности. - М.: "Просвещение", 1965.

14. Ковалев С. В. «Психология семейных отношений». - М., изд. «Педагогика», 1987. . 

15. Ковалев С. В. Психология современной семьи. - М.: 1988. . 

16. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев,1989г.

17. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. — М.: Изд-во «Феникс», 2000. — 343 с.

18. Леонград, К. Акцентуирование личности - Киев, 1981. - 236с

19. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1 /В.М. Лизинский. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. - 160 с. с. 8

Представленный опросник направлен на выявление акцентуации характера и темперамента личности. Леонгард считает, что существуют основные черты личности, которые являются основой, ядром всей личности человека. Когда основные черты имеют яркую выраженность в личности, то их называют акцентуациями характера. Акцентуированные личности не рассматривают как патологию, но при влиянии на личность негативных проявлений акцентуации могут перейти в разряд патологий, которые негативно сказываются на личности, разрушают её.
Опросник включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность испытуемого к педантизму. Пятая выявляет повышенную тревожность, шестая — склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого восьмая — о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая — силу и выраженность эмоционального реагирования.