Взаимосвязь эмоциональной устойчивости и копинг-стратегий у студентов
ВВЕДЕНИЕ
Современный темп жизни, сложная политическая обстановка, экономический кризис, информационное перенасыщение, огромное количество противоречивой информации, в результате всего этого предъявляются очень высокие требования к ресурсам личности. Отсутствие стабильности и уверенности в завтрашнем дне, распространение коронавирусной инфекции COVID-19, появление новых штаммов этой инфекции, стремительный рост числа заболевших и умерших - всё это повышает тревогу, эмоциональную нестабильность, частоту психосоматических расстройств и предъявляет к человеку ещё более высокие ресурсные требования. Рушится бизнес, растет безработица, люди вынуждены сидеть дома, работать и учиться удалённо. Базовые потребности в безопасности и потребности в любви, социальных связях, привязанностях, общении, совместной деятельности фрустрируются. Опасность состояния фрустрации состоит в том, что появляется деструктивное поведение (уход от реальности, вредные привычки и зависимости, асоциальное поведение).
В наиболее уязвимом положении оказывается молодёжь, так как на их уровень психологической и стрессовой устойчивости воздействуют учебные нагрузки, а также нередкое совпадение с возрастным кризисом перехода от юности к зрелости. Для данного возрастного периода характерно становление личностных свойств. Укрепляются такие качества как умение владеть собой, усиливаются социально-нравственные мотивы поведения, а также повышается интерес к моральным проблемам, в том числе образу и смыслу жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ 12
1.1 Общие представления об эмоциональной устойчивости 12
1.2 Факторы, влияющие на эмоциональную устойчивость 25
1.3 Анализ зарубежных и отечественных подходов к исследованию копинг-стратегий 30
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ 39
2.1 Программа эмпирического исследования 39
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 43
2.3 Статистический анализ результатов эмпирического исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) от 29 декабря 2012 г. N 273.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» от 14 декабря 2015 года.[Электронный ресурс] – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf (дата обращения: 10.09.2021г).
3. Абдуллина, O.A. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. - 1993. - №3. - С. 165-170
4. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. – Казань: Эксмо, 2007. – 280 с.
5. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения / Л.М. Аболин // Вопросы психологии. – 1999. – № 4. – С. 141 – 149.
6. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.С. Абрамова. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 240 с.
7. Аведисова, А. С. Копинг и механизмы его реализации. Аналитический обзор Текст. / А. С. Аведисова, Л. С. Канаева, Д. Ф. Ибрагимова // Российский психиатрический журнал. - 2002. - № 4. - С. 59-64.
8. Аврамова Т.И. Тренинг. Теория. Практика: Учебно–методическое пособие / Т.И. Аврамова. – Воронеж: Воронежский Государственный Педагогический Университет, 2002. – 76 с.
9. Антонова Е.А. Эмоциональная устойчивость как фактор педагогической деятельности / Е.А. Антонова // Известия Саратовского университета. – Саратов, 2016. – №1. – С. 54-60
10. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита // Психологический журнал. - 2004. - Т. 15. N 1. - С. 3–18.
11. Балабанова, Е.С. Гендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями / Е.С Балабанова // Социологические исследования. - 2002. - № 11. С. 26-35.
12. Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога / А.А. Баранов. – Ижевск.: Эксмо,1997. – 108 с.
13. Благов И. А., Есенкова Н. Ю., Мангушев Ф. Ю. Особенности копинг-стратегий и поведенческой саморегуляции у лиц с соматоформными расстройствами / И. А. Благов, Н. Ю. Есенкова, Ф. Ю. Мангушев // Психология XXI века: системный подход и междисциплинарные исследования: сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых. В 2 т. Т. 2. 2017. С. 104–110.
14. Бовть О. Б., Мишин А. А. Эмпирическое изучение связи стратегий совладания и психологических защит с разными типами виктимного поведения будущих педагогов / О. Б. Бовть, А. А. Мишин // Учёные записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2017. № 4 (10). С. 30–34.
15. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Речь, 2003. – 672с.
16. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М.: Академия, 2008. – 245 с.
17. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. Москва: Академия, 2008. - 543 с.
18. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие / И.В. Вачков. – М.: Ось – 89, 2007. – 256с.
19. Вьюнова Н.И., Пуртова С.И. Изучение связи эмоциональной возбудимости и волевого самоконтроля будущих педагогов-психологов: покурсовая динамика // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2016. – Т. 3. – № 31. – С. 6–12.
20. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. 478 с.
21. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Гоулман. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 560 с.
22. Грановская, Р. М. Психологическая защита / Р. М. Грановская. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 476 с.
23. Зильберман П. Б. Эмоциональная устойчивость и стресс // Психический стресс в спорте: Материалы Всесоюзного симпозиума / П.Б.Зильберман. – Пермь, 2003. – С. 13– 15.
24. Иванов Д.В. Влияние образовательной среды на формирование эмоциональной устойчивости личности / Д.В. Иванов. – Курск: Наука, 2012. – 208 с.
25. Ильин Е.П. Различия в копинг – стратегиях и в использовании защитных механизмов/ Е.П. Ильин// Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
26. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. 752 с.
27. Исаева О.М., Савинова С.Ю. Развитие эмоционального интеллекта: обзор исследований [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 105–116. URL: https://psyjournals.ru/files/121418/jmfp_2021_n2_Isaeva_Savinova.pdf (дата обращения: 20.11.2021г).
28. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса/ Л.А. Китаев-Смык, – Москва: Наука, 2012. – 368 с.
29. Копинг [Электронный ресурс]: Психологос - энциклопедия практической психологии / Открытый Wiki-проект. – URL: http://www.psychologos.ru (дата обращения: 20.09.2021г).
30. Коржова, Е. Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения / Е. Ю. Коржова // Психологические проблемы самореализации личности / под редакцией А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. — Санкт- Петербург: Изд-во СПбГУ, 2007. - С. 75-88.
31. Корнев, К.И. Специфика копинга в условиях неопределенности / К.И. Корнев // Человек в условиях неопределенности: Сб. материалов Всерос. Конф-ции / Новосиб. Гос. Ун-т. Новосибирск, 2006. – С. 24-35
32. Косякова О.О. Влияние уровня эмоциональной устойчивости личности студентов вуза на результативность их учебной деятельности / О.О. Косякова. – Москва: ПроСофт, 2015. – 196 с.
Стратегия решения проблем - когнитив¬но–поведенческий процесс: принятие ответственности на себя, поиск необходимой информации, анализ ситуации, попытки самостоятельно изменить ситуацию на основании жизненного опыта и собственных знаний. Данная стратегия позволяет эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, позволяя при этом сохранить психическое и физическое здоровье. Стратегия поиска социальной поддержки позволяет прибегнуть к помощи социального окружения при возникновении стрессовой ситуации, является также, как и стратегия решения проблем продуктивной стратегией. А вот стратегия избегания, когда человек старается избежать окружающей его действительности, обеспечивает функционирование на более низком уровне и может сигнализировать о наличие внутриличностного конфликта.